Задать вопрос
 
Единый номер телефона Моего университета
Наталья Казакова Старший методист, вопросы по работе с физическими и юридическими лицами
Виктория Нагель Менеджер по работе с обучающимися дистанционных курсов
Анастасия Парабина Менеджер по работе с обучающимися дистанционных курсов
Ирина Струкова Менеджер по регистрации заявок на дистанционные курсы и формированию расписания групп
Алена Русяева Куратор конкурсов, фестивалей, конференций
Ирина Фомкина Менеджер по отправке методической литературы
Ольга Фёдорова инженер технической поддержки

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
Версия для слабовидящих

Виртуальный интерактивный семинар - миф или реальность?!

8 апреля 2015 г.

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции

с международным участием "Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры",

г.Кемерово, 2006

 

В настоящее время очень остро стоит проблема несоответствия знаний, умений и навыков, востребованных рынком труда и предлагаемых средним и высшим образованием, а также системой дополнительного образования. Высокий темп развития новых технологий в сферах производства и услуг, информационный бум, востребованность специалистов, владеющих современными технологиями управления, коммуникаций и обучения, требуют от человека включения в систему непрерывного образования. При этом взрослые люди, стремящиеся повысить свою квалификацию, должны получать новую информацию в доступной для освоения и психологически комфортной форме. Использование системы дистанционного обучения с внедрением в нее технологий активных методов обучения взрослых позволяет достигать этих условий, независимо от места жительства обучающихся, без отрыва от основной деятельности и в удобное для них время.

В связи с этим и с целью повышения компетенции в областях обучения взрослых и проектного менеджмента в Международном Институте Развития "ЭкоПро" были разработаны и проводятся дистанционные курсы "Активные методы обучения взрослых" (ДК АМОВ) и "Разработка проектов и заявок на гранты. Фандрайзинг" (ДК ПМ). С октября 2004 года в них приняли участие обучающихся из 44 городов России и СНГ.

Дистанционные курсы представляют собой виртуальные интерактивные семинары-тренинги, разработанные с использованием активных методов обучения и методов визуализации, применение которых технически возможно в дистанционном обучении. Данная форма организации процесса дистанционного обучения была выбрана не случайно. В настоящее время большинство ДК представляют собой набор теоретического материала по теме с тестовой и контрольной системой оценки полученных знаний. Однако эффективность данной формы обучения далеко не всегда является высокой. Формат виртуального интерактивного семинара-тренинга позволяет активизировать взрослых обучающихся, использовать их знания и практический опыт в ходе обучения, содействовать раскрытию их потенциала, создать условия, позволяющие вырабатывать практические навыки в решении конкретных задач, а также оценить степень усвоения учебного материала.

Безусловно, данный формат требует активного модерирования процесса и оперативной обратной связи с обучающимися. Кроме того, применение инновационных образовательных технологий, тем более в дистанционном  режиме определяет необходимость решения следующих проблем.

Проблемы теоретико-методологического характера:

  • сохранение интерактивного процесса обучения и активного вовлечения в него всех обучающихся на протяжении ДО курса;

  • определение достаточности качественного и количественного содержания учебного материала ДО курса.

Проблемы методического и дидактического характера:

  • отсутствие привычки и достаточных навыков у обучающихся в общении в виртуальном пространстве;

  • отсутствие чувства команды и ответственности друг перед другом у большинства участников семинаров-тренингов;

  • сложность самостоятельной организации участниками своей индивидуальной и групповой работы;

  • сложность для обучающихся в выборе тем, интересных с профессиональной точки зрения одновременно для всех участников каждой мини-команды, для разработки групповых проектов и семинаров;

  • слабое владение компьютером некоторыми участниками семинаров-тренингов.

Проблемы организационного характера:

  • проблема адаптации участников в незнакомой или мало привычной виртуальной среде (характерна для участников, впервые обучающихся в дистанционной форме);

  • проблема преодоления «синдрома отстающего» - сложность участникам начать обучение в ситуации, когда они по каким-то причинам (например, вынужденные командировки) не смогли это сделать в срок и отстали от графика обучения;

  • не всегда своевременное выполнение практических заданий обучающимися, что приводило к отставанию некоторых участников от графиков семинаров-тренингов и затруднению командной работы или «растягиванию» индивидуальной. 

Особое место в данной группе проблем занимал вопрос слабой мотивации обучающихся.  

Для решения данных проблем  нами разрабатывались и апробировались различные механизмы. Формат данной статьи не позволяет раскрыть данные механизмы, здесь мы можем сказать, что их использование позволило эффективно решить перечисленные проблемы и достичь запланированных целей  обучения. Виртуальные интерактивные семинары-тренинги "ДК АМОВ" и "ДК ПМ" соответствуют всем требованиям по разработке дистанционных курсов, учитывают методику и технологию образования взрослых, а также являются инструментом повышения компетенции по соответствующим им темам. Подтверждением этому служат как результаты нашей оценки процесса и итогов обучения, так и отзывы выпускников ДК АМОВ и ДК ПМ.  

Елена Аничкина, г.Омск,  Международный центр Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина:

"Это первый мой опыт дистанционного обучения, поэтому я с трудом представляла, как все будет выглядеть. Но реальность превзошла все ожидания! За довольно скучным, «взрослым» названием последовало интересное, творчески насыщенное обучение. Я в восторге!"

Людмила Внукова, г.Москва, Московское бюро по правам человека:

"Дистанционная форма обучения меня вполне удовлетворила, и не только отсутствием навязанного расписания занятий (например, с 15 до 16.30 мы учим теорию, а с 20 до 21 – выполняем практическое задание). Благодаря дистанционной форме организации семинара-тренинга, мне удалось потренировать такие необходимые менеджеру качества, как умение устанавливать приоритеты, управлять временем, ответственно относиться к обязательствам. И, что самое приятное, эти усилия сразу же давали результаты в виде выполненных в срок заданий и поощрительных слов модераторов. А это было очень хорошим стимулом продвигаться дальше, не останавливаться. Кстати, о словах. Я поняла, насколько в дистанционной форме важна обратная связь, оперативность и содержание комментариев. Вы, уважаемые модераторы, обратную связь реализовали просто блестяще!"

Юлия Сиверина, г.Калуга, Кафедра общей и юридической психологии, факультет психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского:

"Сам факт участия в подобной форме обучения, буквально, привел меня в восторг. Я довольна, что имела возможность освоить подобную форму обучения (в смысле, обучаться дистанционно). Думаю, это очень перспективный способ получения образования. Виртуальная среда сначала казалась мне слишком искусственной, не эмоциональной и поэтому сложной для общения. Но, я уяснила один важный момент. Я могу быть какой угодно в этой среде, я могу играть - вокруг абсолютно безопасное пространство. А это уже возможность личностного роста. Думаю, на этом факте можно строить процесс обучения". 

Юлия Фарафонова, г.Москва, Высшая Школа Экономики.

"Уважаемые модераторы, хочу вас поблагодарить за хорошо организованный и качественный курс! Большое вам спасибо! Я уже рассказала нескольким знакомым про ваш курс и рекомендовала пройти его. Еще мне очень понравилось обучаться дистанционно. Желаю вам удачи в вашей работе и новых проектах!"

Таким образом, использование системы дистанционного обучения с внедрением в нее технологий активных методов обучения взрослых позволяет в удобной форме эффективно удовлетворять новые образовательные потребности взрослого населения.

 

Лазарев Тимофей Васильевич,

директор по развитию

Арефьева Ирина Львовна

директор

АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки

"Мой университет"

(До 2014 г. МИР "ЭкоПро")

 

Вернуться в каталог статей
 

 

Товар добавлен в корзину