Задать вопрос
 
Единый номер телефона Моего университета
Наталья Казакова Старший методист, вопросы по работе с физическими лицами
Екатерина Кижнерман Вопросы по работе с юридическими лицами
Татьяна Беляевская Менеджер по работе с обучающимися дистанционных курсов
Светлана Дубас Менеджер по работе с обучающимися дистанционных курсов
Ирина Струкова Менеджер по регистрации заявок на дистанционные курсы и формированию расписания групп
Елена Шаламова Куратор конкурсов, фестивалей, конференций
Ирина Фомкина Менеджер по отправке методической литературы
Ольга Грибанова специалист тех.поддержки

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
Версия для слабовидящих

Отзывы о методическом пособии "Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3 "Социальное проектирование в школе"

***
Сегодня в педагогическом сообществе широко обсуждается тема новых государственных образовательных стандартов. В этих стандартах, в отличие от существующих, где главным критерием считаются показатели качества освоения учебных предметов, предусмотрены требования к сформированности у школьников надпредметных навыков и личностных качеств, ведь для современной школы важна, прежде всего, личность самого ребенка и то, что с ней происходит в процессе обучения. Поэтому одним из основных направлений развития школы становится социализация – формирование у учащихся социальных компетенций, навыков мобилизации полученных знаний и умений в определенной ситуации. 
            Наиболее эффективным способом актуализации целеполагания и планирования деятельности учащихся, развития их социальных компетенций и самоопределения является использование проектного метода.Проектная деятельность в школе может осуществляться в двух направлениях: на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности. При реализации проекта в любом из направлений учащиеся решают интересные и полезные практические задачи, овладевают навыками координирования своих действий с действиями других. Деятельность учащихся в учебном проекте позволяет им одновременно решать и различные социально-значимые (в первую очередь для них самих) проблемы. И наоборот – реализуя социально-значимый для определенной целевой аудитории проект, ребята получают необходимые в учебе знания, умения и навыки. Положительным результатом использования проектного метода на практике является изменение позиции учителя, который становится организатором и консультантом исследовательской деятельности учащихся. Таким образом, создаются условия, позволяющие ученикам выйти из пространства учебных предметов в пространство образовательной деятельности, раскрыть собственный творческий потенциал, повысить учебную мотивацию и расширить жизненный опыт.
            Большое значение новые стандарты уделяют общественному участию родителей в жизни школы, вовлекая их в управление. Родители сегодняшних учеников хотят, чтобы их дети не только получали определенный набор знаний, но и научились предъявлять социальной среде собственную позицию, выдерживать конкуренцию. Родителям важно, чтобы их дети овладели навыками самостоятельной деятельности, позволяющими им стать успешными во взрослой жизни. Введение системы проектной деятельности в школе способствует эффективному решению подобных задач ивлияет на формирование положительного имиджа школы в глазах общественности. 
Для эффективного педагогического сопровождения процесса и организации проектной деятельности в школе учителю самому необходимо овладеть навыками проектирования. Поможет в этом интереснейшая книга, которую Вы держите в руках.
Книга Т.В. Лазарева «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3. «Социальное проектирование в школе» выделяется среди книг о проектном методе простотой и доступностью изложения. Когда ее читаешь, создается ощущение беседы с добрым, умным, обладающим неисчерпаемым чувством юмора наставником. Автор обучает технологии социального проектирования с помощью логически выстроенной системы, выделив 7 ключевых инструментов. Овладевая последовательно каждым из них, читатель (будь то учитель, ученик, или начинающий фандрайзер) сумеет легко, грамотно разработать и успешно реализовать любой проект. Самые сложные для многих начинающих понятия (например, различия между целями и задачами проекта, критериями и индикаторами результативности) становятся доступными и простыми для понимания. Схематичные построения в книге не являются безжизненными иллюстрациями рассуждений автора. Все предложенные им схемы можно использовать при разработке собственного проекта, наполняя их необходимым для Вас содержанием. Особенно ценно, что все ключевые моменты разработки проекта в книге рассматриваются на реальных примерах – проектах, реализованных учащимися различных образовательных учреждений.
Я уверена, что любой педагог, имея в своем арсенале эту книгу, как и другие практические руководства Тимофея Васильевича Лазарева о школьном проектировании, сможет увлечь ребят проектной деятельностью, сплотить команду единомышленников и превратить учебный процесс в интересное и захватывающее путешествие в мир творческих возможностей, социального самоопределения и самосовершенствования.
Хочется пожелать автору этой замечательной книги дальнейших творческих успехов, а всем читателям – успешной реализации собственных социальных проектов.
 
Галина Владиславовна Кононенко,
методист, преподаватель МХК
МБОУ ДОД «Школа искусств №2»
Почетный работник общего образования Российской Федерации
г. Усть-Илимск
 
 
***
Все чаще в последнее время говорят о построении национальной инновационной системы, для обеспечения работы которой необходимо подготовить кадры соответствующего уровня. В этих условиях к компетентностям выпускников образовательных учреждений предъявляются достаточно жёсткие требования, причём не только к уровню знаний, но и к организации мыслительной деятельности вообще и скорости адаптации в социальной и других сферах жизни. Современному человеку мало просто что-то конкретное знать или уметь, он должен обладать надпредметными компетенциями: уметь принимать решения, работать с большими потоками информации, легко адаптироваться в условиях изменений.
Современные требования к организации учебного процесса, новые образовательные стандарты особое место отводят деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности и применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. В этих условиях задачей образовательных учреждений становится предоставление учащимся условий для получения необходимых знаний, умений, навыков и компетенций высокого качества. Это требует пересмотра работы всего образовательного учреждения: администрация и учителя вынуждены осваивать новые методы, принять и практически осуществлять то, о чем всегда говорилось, но не оценивалось в качестве одного из основных компонентов успеваемости учащихся – научить самостоятельной деятельности. В рамках необходимых системных изменений, происходящих в образовательных учреждениях, очень важной составляющей являются изменения в образовательном процессе, реализуемые через инициацию и внедрение проектной деятельности.
Организация проектной деятельности учащихся в школах и детских садах достаточно распространенное явление. Более десяти лет благодаря различным программам и национальному проекту «Образование» проектирование изучается и используется педагогами. Однако нельзя говорить о системном подходе работников образования к разработке проектов и внедрении проектного метода в работу образовательного учреждения в целом. Чаще всего мы имеем дело либо с элементами проектной деятельности, либо с ее имитацией. Качественно проработанный проект до сих пор, к сожалению, явление достаточно редкое.
Разработка и планирование проекта - дело, требующее от педагога особого внимания, мастерства и владения, казалось бы, неприсущими ему умениями. Однако, согласно федеральным государственным образовательным стандартам ученик должен владеть основами проектной деятельности, а значит и учитель должен применять технологии проектирования и в своей работе, и в организации деятельности обучающихся.
В предлагаемой книге представлен необходимый и достаточный комплекс для квалифицированной разработки проекта. Описанные семь ключевых инструментов охватывают всю логику проектирования, позволяют разрабатывать проекты для эффективного решения проблем в любой области и сопровождаются примерами, взятыми из материалов, присланных на Первый и Второй конкурсы школьных проектов «Мой класс – моей школе». В большинстве своем в качестве примеров используются уже реализованные проекты.
Изюминкой материала является доверительный характер и легкий язык изложения, четкость и ясность мысли. А также – возможность изучения и обращения к инструментам в любой удобной для читателя последовательности, с точным определением автором места рассматриваемого инструмента в логической схеме проектирования.
Думаю, что книга действительно станет настольной для многих педагогов, и поможет разработать и реализовать много хороших и полезных проектов, способствующих не только развитию у обучающихся проектной и иных компетентностей, но и решению конкретных проблем класса, школы, города или поселка, а может быть даже и целого региона.
Желаю успеха всем, кто решился ступить на этот сложный, но увлекательный и результативный путь!
Людмила Александровна Климович,
начальник отдела менеджмента качества образования
ГБОУ ВПО "Сургутский государственный университет ХМАО - Югры", 
сертифицированный тьютор,
руководитель городских обучающих площадок программ
Intel (R) "Обучение для будущего" г. Сургут (2005-2010 г.г.),
член Института менеджеров проектов (PMI)
 
 
 
***
 
Книга Тимофея Васильевича Лазарева «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3. Социальное проектирование в школе» - первая в России книга, в которой в доступной форме, простым языком, но вместе с тем подробно и полноценно описаны этапы разработки социальных проектов в школе: от поиска и формулирования идеи проекта до подробного плана его реализации. Автор подробно объясняет, как сделать каждый шаг в разработке социального проекта для школы и обосновывает его важность. Особую ценность представляют практические рекомендации, помогающие разработать грамотный проект: они основаны на глубоком и серьезном анализе трудностей, с которыми столкнулись педагоги – участники Первого и Второго открытого конкурса школьных проектов «Мой класс – моей школе» – и успехов, которых они добились. То же самое можно сказать о приведенных в книге примерах: они представляют собой фрагменты реально разработанных и успешно реализованных школьных проектов.
Если охарактеризовать книгу одним словом, выражающим ее суть, то это слово – «практикум»: изучай и применяй.
Почему, на мой взгляд, современному специалисту, работающему в сфере образования, важно владеть технологией разработки проекта (как сейчас говорят, проектным менеджментом)? Эта технология позволяет грамотно, основываясь на реальных проблемах и потребностях образовательных учреждений, педагогов и учеников, формулировать цели обучения, воспитания и развития и составлять реалистичные, выполнимые планы их достижения. Она способствует формированию мотивации педагогов и учеников, которая направлена на достижение результатов, в отличие от деятельности ради процесса и отписок. Ее грамотное применение повышает шансы проектов на успех. Успешные проекты способствуют профессиональному и личностному росту педагогов и учеников. Эту «цепочку» можно продолжить. И в конце ее находится счастье и ощущение полноценности жизни J
Почему я искренне рекомендую изучить книгу? Технология разработки проекта универсальна, то есть, применима в любой отрасли, в любой сфере жизни и не только для решения «производственных», но и личных задач. И, конечно же, она применима для решения задач школы, педагогов, учеников. Но перед специалистом, решившим применить эту технологию в своей конкретной ситуации, для решения своей конкретной проблемы, всегда стоит вопрос: как это грамотно сделать, не имея на начальном этапе необходимого опыта? Чтобы получить этот опыт, нужно применять технологию на практике. Получается замкнутый круг. Как его разорвать? Можно отправиться в «путешествие по граблям», то есть, самостоятельно находить рассредоточенный в разных источниках материал по теме, адаптировать его к своей деятельности. И натыкаться на «грабли». Результат, конечно, будет, рано или поздно опыт сформируется (если конечно, хватит сил, упорства и мотивации «дожить» до этого момента). Но есть и второй путь: на помощь приходят такие книги, как эта, написанные высокопрофессиональным специалистом с многолетним успешным опытом применения технологии разработки и реализации проектов. Плюс с еще большим опытом работы в качестве преподавателя, тренера, модератора. И, более того, большим опытом работы именно с педагогами, а, следовательно, с пониманием их задач и потребностей. Все это лично у меня вызывает большое доверие и огромное желание инвестировать время и усилия во внимательное изучение книги «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3. Социальное проектирование в школе» и применение изученного на практике. Из личного опыта добавлю, что, когда в 2008 мы с коллегами из «Моего университета» разрабатывали дистанционный курс «Современное педагогическое проектирование», в основу которого также положена технология разработки и управления проектами, мне очень не хватало книги, подобной этой. Ее просто не было. Теперь есть. Вам, уважаемый читатель, повезло намного больше J.
Поэтому я искренне рекомендую изучить книгу Т.В. Лазарева «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3. Социальное проектирование в школе». Реальную пользу вы получите, если не только прочитаете, но примените на практике инструменты разработки проекта, которые рассматриваются в книге, причем «по горячим следам», сразу после знакомства с каждым из них. Настраивайтесь на серьезную работу, и уже сейчас спланируйте на это время. Реализуйте разработанные проекты. Обучайте технологии разработки проектов своих учеников – они будут искренне вам благодарны!
 
Людмила Юрьевна Внукова,
проектный менеджер, фандрайзер
преподаватель дистанционных курсов
образовательного портала «Мой университет»

 

Назад к описанию методического пособия