Задать вопрос
 
Единый номер телефона Моего университета
Наталья Казакова Старший методист, вопросы по работе с юридическими лицами
Татьяна Беляевская Менеджер по работе с обучающимися дистанционных курсов
Светлана Дубас Менеджер по работе с обучающимися дистанционных курсов
Ирина Струкова Менеджер по регистрации заявок на дистанционные курсы и формированию расписания групп
Елена Шаламова Куратор конкурсов, фестивалей, конференций
Ирина Фомкина Менеджер по отправке методической литературы
Мария Блинова Заместитель директора по маркетингу
Ольга Грибанова специалист тех.поддержки

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
Версия для слабовидящих

Заявка на грант: точка зрения эксперта по оценке


От автора

Предварительная оценка, или экспертиза, заявок – это процесс определения и прогнозирования "ценности" деятельности или услуги до начала деятельности или предоставления услуги. Заявка является инструментом маркетинга потенциальных грантополучателей.

Подающий заявку предполагает продать определенную продукцию, т.е. проект своей организации. Прогнозирование ценности заявляемого проекта осуществляется в сопоставлении с конкретным временным отрезком, хотя его фактическая ценность может проявиться лишь через три-пять лет.

Сотрудники организаций-грантодателей обязаны использовать те средства, которые находятся в их руках, наиболее разумным способом, и в соответствии с задачами и политикой своих организаций. Если источником финансирования является правительственное агентство, обычно существуют дополнительные правила и положения по ведению отчетности, которым организация и ее грантополучатели должны следовать.

Одной из задач специалиста по предварительной экспертизе является проверка, насколько детально в представленной заявке описаны виды деятельности, результаты которых будет возможно оценить в будущем.

Эксперт также должен определить, включает ли предлагаемый проект элементы, необходимые для его последующей оценки. Это могут быть некие "исходные показатели", с которыми можно будет сопоставить результаты проекта и которые обозначены до осуществления проекта, а также механизм контроля за достижениями проекта (мониторинг) во время его выполнения.

Эксперт также должен определить, является ли проект "рутинным" (обычным) приложением известных технологий, или это инновационный проект, требующий значительно больших вложений в мониторинг и оценку.


Общие элементы при предварительной экспертизе проектов

При любой процедуре отбора грантополучателей организация-грантодатель разрабатывает процесс приглашения к участию в конкурсе и экспертизы заявок. Такой процесс предусматривает наличие определенного набора общих для всех заявок элементов.

В этом документе представлен ряд основных вопросов для предварительной экспертизы, которые соответствуют общим для большинства заявок элементам. Если какой-либо из этих элементов отсутствует в заявке, эксперт должен вернуть заявку потенциальному грантополучателю на дальнейшую доработку.


Предварительная экспертиза заявки: раздел за разделом

Хорошо составленная заявка начинается с титульного листа. Большинство организаций-грантодателей требуют, чтобы титульный лист занимал одну страницу, и у большинства из них существует разработанный образец, который должен быть использован заявителем. Даже если грантодатель и не требует наличия титульного листа, желательно и для эксперта, и для организации-грантодателя, и для самого грантополучателя, его представить.


Титульный лист

Титульный лист содержит основную информацию по заявке – название подающей заявку организации(ий), основную тему проекта, цели и задачи, категории благополучателей и предлагаемые виды деятельности, географическое расположение и время проведения проекта, общий бюджет. Все это указывается в очень краткой форме. Информация должна уместиться на одной странице.

Собственно заявка должна включать в себя подробное описание указанных выше основных элементов проекта.


Изложение проблемы

Практически в самом начале каждой заявки организация-потенциальный грантополучатель должна описать (а иногда и проанализировать) проблему, с которой она собирается работать с помощью финансов организации-грантодателя.

Изложение проблемы должно выходить за рамки простого описания, как например, "уровень тяжких преступлений возрастает на 10% с 1991 года". В этом изложении должен быть представлен сжатый анализ различных факторов, которые, по мнению заявляющей организации, "явились причиной" проблемы.

Представляемый анализ обычно выделяет факторы, на которые, по мнению организации, необходимо обратить особое внимание. Такие факторы обычно можно разделить по нескольким категориям: ненадлежащие государственные политика и законы. Недостаточное или неэффективное обеспечение выполнения законов, неинформированность граждан и непонимание проблем обществом, отсутствие технических навыков, отсутствие надлежащих организаций и структур, отсутствие моральных или духовных ценностей и стимулов.


Цели и задачи проекта

В следующем разделе заявки должны быть изложены цели и задачи проекта. Изложение цели должно представлять собой наивысшую точку достижений, до которой потенциальный грантополучатель стремится "добраться", или хотя бы внести значительный вклад в ее достижение. Например, юридическая организация может указать, что ее цель - повысить восприятие определенными группами населения норм права в качестве основного принципа социального порядка и организации общества. Совершенно очевидно, что это очень высокая цель, требующая взаимодействия ценностей, культуры, истории, частных и общественных отношений, знаний и поведения. В качестве цели это похвально, и может быть, ее можно достигнуть или по крайней мере улучшить ситуацию со временем, однако на нее действуют столько различных сил, что очень сомнительно, что заявляющей организации удастся сделать что-то большее, чем просто внести свой вклад.

Следовательно, организация должна обозначить более определенные задачи для проекта, финансирующегося через грант. Задачи - это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить. При взгляде на формулировку цели, задачи должны быть логически и эмпирически направлены на достижение этой цели. Что еще более важно, задачи должны быть напрямую связаны с эффективным осуществлением деятельности по проекту. В следующем разделе будет представлено описание видов деятельности. Раздел по задачам в заявке является первым этапом (уровнем), на котором эксперт уже ожидает увидеть определенную степень точности, ясности и измеряемости.

Если формулировка задач нечеткая, выражена общими словами, построена недостаточно логично, и вообще выполнение задачи не может быть никоим образом оценено, эксперт может принять решение вернуть заявку без дальнейшего анализа. Именно в разделе, описывающем задачи проекта, чаще всего обсуждаются бенефициары. Бенефициары (благополучатели) - это те люди, чья жизнь каким-то образом улучшится с помощью проекта. Опять же в этом разделе может царить преувеличение. Очень важно, чтобы заявка четко определяла, что подразумевается под бенефициарами проекта.

Например, проект, который стремится заставить правительство принимать более строгие меры по контролю за загрязнением окружающей среды промышленными предприятиями, может заявить, что его бенефициарами будут миллионы людей благодаря снижению промышленных выбросов в воздух, котором мы все дышим.

Образовательный проект, нацеленный на внедрение демократически ориентированной гражданской учебной программы в 15 школах в определенном районе, будет иметь более скромную и более измеряемую группу бенефициаров. В некоторых заявках по проектам будет проведено различие между благами проекта и благополучателями. В случае с гражданским образованием в заявке может быть указано, что блага от проекта будут идти намного дальше, чем просто получение бенефициарами новых знаний. Администрация школ, преподаватели, местная администрация и родители - все они могут получить "благо" или "выгоду" от проекта. Такие лица иногда называются косвенными бенефициарами и, действительно, число лиц из этой категории может быть очень большим.

Всегда остается место для обоснованных дебатов о том, сколько и какие группы людей выигрывают от деятельности проекта. И все же в каждой заявке должно быть четко определено, что подразумевается под понятием бенефициар, а также указаны потенциальные показатели того, как проект повлияет на бенефициаров. Без четкого определения бенефициаров и прямых результатов практически невозможно определить, будет ли проект успешным. Поэтому специалист по предварительной экспертизе должен быть очень внимателен к подобным вопросам.


Виды деятельности по проекту

В данном разделе описывается то, что потенциальный грантополучатель планирует сделать, чтобы выполнить задачи. Обычно это самая длинная часть заявки и, так как подобная работа лучше всего знакома НКО, она может быть очень конкретной и четкой. Также на этот раздел обычно уделяется больше всего внимания при написании заявки, даже если основной причиной для этого является тот факт, что именно осуществление видов деятельности дает представление о требуемом бюджете.

Виды деятельности могут включать такие знакомые пункты, как выпуск бюллетеней, проведение конференций, семинары, учебные занятия и предоставление услуг по консультированию и технической помощи. Организации часто предлагают либо растиражировать свою деятельность, либо выступить в качестве "зонтичной" структуры для формирования новых организаций, будь это кружки по прикладному искусству, группы для молодежи или пожилых, либо бизнес-предприятия.

Такие категории, как приобретение знаний и навыков, консультационная и техническая поддержка, обучение, формирование сети через бюллетени, или, в настоящее время через электронную почту, и иногда работа по организационному развитию, хорошо известны, прекрасно исследованы и широко применяемы практически всеми НКО. Для эксперта сложность в анализе этого раздела может быть многоплановой.

Наиболее важный вопрос – имеют ли предложенные виды деятельности четкую и возможную причинную связь с поставленными задачами. Эксперт должен суметь найти в заявке подтверждение следующему: если проводится деятельность А, то задача Б будет выполнена.

Далее, эксперт должен найти свидетельство тому, что потенциальный грантополучатель исследовал поле деятельности и убедился, что предлагаемая деятельность не проводится кем-либо другим. Это продемонстрирует эксперту, что может существовать потребность, которая в настоящий момент никем не удовлетворяется. Затем, так как большинство предлагаемых видов деятельности более или менее стандартны - к примеру, обучение - требуется направить анализ на качество предлагаемой деятельности. Кто будет проводить обучение, имеют ли преподаватели необходимую квалификацию? Будут ли разработаны и розданы обучающимся специальные материалы по учебным программам? Запланированы ли какие-либо мероприятия после завершения обучения, чтобы закрепить полученные навыки?

Именно на этом этапе потенциальный грантополучатель может предложить инновационные и творческие пути осуществления деятельности по проекту. Например, использование электронной почты вместо бюллетеней для обмена информацией и формирования сети, охватывающей большие пространства. Нововведения должны поощряться, но эксперт также должен задать вопросы: будет ли предложенный механизм работать, будет ли он эффективным, какие потребуются на это затраты?

Организации-грантодатели часто хотят узнать, поможет ли их поддержка самой организации-грантополучателю - как с точки зрения организационного развития, так и сточки зрения более качественного предоставления конкретных услуг. Зная об этом, составители заявки подчеркнут уникальность своей программы, описав ее как "пилотный проект".

Однако то, что на первый взгляд может показаться уникальным, часто оказывается не более чем воспроизведением известной модели в несколько иной ситуации или расширением ее на другой географический регион. И эксперт должен уметь различать расширенные проекты и истинно инновационные. Степень риска и вознаграждения в инновационных проектах может быть очень велика, поэтому организация-грантодатель должна прийти к продуманному заключению о таком виде инвестирования.

В расширенных проектах вопрос различия культурных и социальных условий становится важным вопросом для отражения в заявке. Если документ предлагает перенос хорошо испытанной модели из Соединенных Штатов в Россию, эксперт вправе ожидать анализа того, почему именно эта модель сработает, учитывая известные различия и общие характеристики в двух обществах, а также какую корректировку необходимо провести, если она вообще нужна, чтобы модель "подходила" к местным условиям.

Ричард Н. Блу
старший сотрудник Management Systems International