Задать вопрос
 
Единый номер телефона Моего университета
Наталья Казакова Старший методист, вопросы по работе с юридическими лицами
Татьяна Беляевская Менеджер по работе с обучающимися дистанционных курсов
Светлана Дубас Менеджер по работе с обучающимися дистанционных курсов
Ирина Струкова Менеджер по регистрации заявок на дистанционные курсы и формированию расписания групп
Елена Шаламова Куратор конкурсов, фестивалей, конференций
Ирина Фомкина Менеджер по отправке методической литературы
Мария Блинова Заместитель директора по маркетингу
Ольга Грибанова специалист тех.поддержки

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
Версия для слабовидящих

Литература по образованию взрослых

Андрагогика (от греч. andros- взрослый человек и agōg – руководство, воспитание) – одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применен К.Каппом, немецким историком просвещения (1833).

(Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад.-М.:БРЭ,2002.-С.17. )

Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Происходит это потому, что, как отмечается в статье М. Махлина [31], школа (общеобразовательная, специальная, высшая) работает на перспективу, результаты ее работы сказываются не сразу, а образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения.

В 60-70-е годы нашего века известный французский деятель в области непрерывного образования П. Лангран высказал мысль, что "будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых" [53].

Начало формирования теоретических аспектов андрагогики как самостоятельной науки было положено в 70-х годах в работах американских ученых М. Ноулза [52], П. Смита [54], английского П. Джарвиса, отечественного С.И. Змеева и др. С обзором основных постулатов их трудов можно познакомиться на сайте < oim.ru > [3].

Сегодня в научном мире используются четыре фундаментальных издания, посвященных андрагогическим проблемам в образовании. Американский ученый М.Ш. Ноулз подготовил основополагающий труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики" (1970 г.), а три учебных пособия написаны российскими учеными:

1. Рабочая книга андрагога / Под редакцией С.Г.Вершловского (1998 г.)[42],

2. Змеёв С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов (1999 г.)[20],

3. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых: Монография (2000 г.)[23].

Все авторы считают, что андрагогика - это наука, предназначенная для образования взрослых. С.И.Змеёв считает объектом андрагогики процесс обучения взрослых. Ю.И.Калиновский показывает, что это дисциплина, которая позволяет взрослым, готовящимся к социальному профессиональному творчеству, воспитывать способность к самостоятельному и ответственному мышлению, а другой части социума - осознавать и реализовывать свои права и исполнять свои обязанности с полным пониманием задач, стоящих перед страной на современном этапе.

Наиболее широко и в то же время точно рассматривает андрагогику авторский коллектив учебного пособия под редакцией С.Г. Вершловского - это наука, познающая и обобщающая практику образования взрослых. Авторы считают, что андрагогика создает теоретические и методические основы деятельности, помогающей взрослым приобрести общие и профессиональные знания, освоить достижения культуры и сформировать (или пересмотреть) жизненные принципы. Подробнее об андрагогической компетентности преподавателя можно узнать, прочитав материал Нефедовой В.И. на сайте <manager.fio.ru.> [33].

Предлагаемый библиографический материал может быть полезен педагогам дополнительного образования взрослых, непрерывного профессионального образования, социальным педагогам, преподавателям институтов повышения квалификации специалистов различного профиля.

 

1. Алексеев С.В. Модернизация учебной деятельности в учреждении постдипломного педагогического образования//Методист.-2002.-№3.-С.2-4.

2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс.- М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.- 264с.

3. Барыбин А.В. Педагогические условия изучения иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования взрослых // Междунар. научн. пед. Интернет-журнал «Образование: исследовано в мире"<oim.ru>/-2000.

4. Браже Т.Г. Школьный библиотекарь как андрагог//Школьная библиотека.-2003.-№2.-С.17-19.

5. Бутковский В. Эффективность СМИ в системе образования взрослых//Школа.-2004.-№1.-С.2-5.

6. Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта//Педагогика.-2002.-№6.-С.14-19.

7. Вербицкий А. Психолого-педагогическое образование взрослых :Формы лекций в системе контекстного обучения. Ст.5//Новые знания.-2002.-№4.-С.7-11.

8. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: современные модели обучения: Ст.3//Новые знания 2002.-№1.-С.13-17.

9. Вербицкий В.В. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход: Ст.2//Новые знания.-2001.-№4.-С.15-19.

10. Вершинин В.Н. Чтобы не оказаться в образовательном захолустье//Открытая школа.-2001.-№1.-С.2-7.

11. Вершинина В.В. Андрагогические аспекты деятельности специалистов детского приюта //Социальный работник как андрагог.- СПб.; Иркутск, 2001.-С.213-217.

12. Вершловский А.В. Становление андрагогики как науки и как учебного предмета//Методист.-2002.-№2.-С.17-19.

13. Вершловский С.Г. От педагогики к андрагогике//Университетский вестник.- СПб.,2002.-Вып.1.-С.33-36.

14. Габдуллина Н.Н.Центр образования молодежи - новый вид образовательного учреждения//Школа.-2000.-№1.-С.22-23.

15. Голуб Л.В. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования //Педагогика.-2001.-№3.-С.48-52.

16. Добринская Е. Образование взрослых: преемственность и развитие:Краткий обзор материалов научн. конф. “Образование взрослых в современной России: приоритеты и ценности, провед. в Институте образования взрослых РАО, Москва, декабрь 2000 г. //Педагогика.-2001.-№7.-С.107-110.

17. Добринская Е. Образование взрослых: преемственность и развитие//Педагогика.-2001.-№7.-С.107-110.

18. Елизарова Е.Н. Концептуальные основы формирования законодательства в сфере образования взрослых в странах СНГ//Законодательство в сфере образования взрослых: проблемы и перспективы развития.- СПб.,2002.-С.30-34.

19. Законодательство в сфере образования взрослых: проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практического семинара ,14 дек. 2001 г.- СПб.: ИОВ РАО, 2002.-52с.

20. Змеев С.И.Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей.- М.: Флинта; Наука,1999.-152с.

21. Змеев С.И. Наука ХХI века: Андрагогика//Высшее образование в России.-1998.-№2.-С.76-79.

22. Змеев С.И. Образование взрослых в России и в мире//Педагогика.-1999.-№6.-С.106-108.

23. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагогика в образовании взрослых: Монография.- М.,2000.

24. Колесникова И.А. Основы андрагогики.-М.: Академия,2003.-240с.

25. Кононыгина Т. Организационно-методические аспекты образования для третьего возраста//Новые знания.-1999.-№3.-С.39-41.

26. Кочемасова Н.А. Философские и педагогические аспекты андрагогики//Научные труды молодых ученых ОГПУ,1998.-Оренбург,1998.-С.74-82.

27. Крупицкий В.М. Стажировка и профессиональная переподготовка в системе пожизненного образования//Мир образования - образование в мире.-2003.-№3.-С.164-177.

28. Кулюткин Ю. Диалог в образовании взрослых// Новые знания.-1999.-№4.-С.28-30.

29. Мартиросьян Ю.В. Образование взрослых как актуальная педагогическая проблема //Наука и образование.-2002.-№4.-С.94-99.

30. Материалы V Гамбургской конференции по образованию взрослых.- Н. Новгород: Нижегородский гос. архитектур.-строит. ун-т и др.,1999.-75с.

31. Махлин М.Д. Образование взрослых как предмет исследования //Magister.-2000.-№4.-С.46-52.

32. Модельный закон “Об образовании взрослых”/Разраб. Ин-том образования взрослых РАО.-СПб.: ИОВ РАО,2001.-47с.

33. Нефедова В.И. Андрагогическая составляющая постдипломного образования руководящих кадров/Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования. Центр диагностических и информационных технологий// <manager.fio.ru >.- 2003.

34. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики/ Под ред. В.И. Подобед.- СПб.: ИЛВ РАО,2000.

35. Образование взрослых: опыт и проблемы/Под ред. С.Г.Вершловского.-СПб.,2002.-165с.

36. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых//Энциклопедия профессионального образования: В.3 т./Под ред. С.Я. Батышева.-М.:АПО,1999.-Т.2.-С.148-149.

37. Основы андрагогики :Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. И.А.Колесниковой.-М.:Академия,2003.

38. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.-М.:БРЭ,2002.-С.17.

39. Подобед В.И. Системное управление образованием взрослых.- СПб.: ИОВ РАО,2000.-231с.

40. Подобед В.И. Системные проблемы формирования образования взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения.-СПб.: ИОВ РАО,2000.-119с.

41. Подобед В.И., Горшкова В.В. Образование взрослых: методологический аспект//Педагогика.-2003.-№7.-С.30-37.

42. Рабочая книга андрагога /Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб.: Знание, 1998.-197с.

43. Розин В. Основные требования к концепции образования взрослых//Новые знания.-2000.-№3.-С.1-3.

44. Рыкова Е.А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения: Учебное пособие для инженерно-педагогических работников учреждений нач. проф. образования. - М.: Ин-т развития проф. образования,2000.-137с.

45. Соколовская Е.А. Образование взрослых и социальная работа: социально-андрагогическое взаимодействие//Социальный работник как андрагог.- СПб.,2001.-С.7-20.

46. Социализация взрослых: Учебн. пособие / Л.А. Башарина, Л.В. Бродянская, С.Г. Вершловский и др.- СПб.: СпецЛит,2002.-269с.

47. Социальный работник как андрагог: Сб.ст./ РАО, Инст-т образования взрослых/Под ред. Г.С. Сухобской.- СПб.: ИОВ РАО,2001.-254с.

48. Сухобская Г.С. Условия включения пожилых людей как активных субъектов в жизнь современного социума//Социальный работник как андрагог.- СПб.; Иркутск,2001.-С.95-106.

49. Технологические и управленческие аспекты образования взрослых в России/Под ред. А.Е. Марона.- СПб.: ИОВ РАО,2000.-111с.

50. Тоскина Н.А. Особенности деятельности преподавателей и специалистов службы занятости как андрагогов//Социальный работник как андрагог.- СПб.; Иркутск,2001.-С.106-113.

51. Шмелькова Л.В. Повышение квалификации учителей сельских школ в форме андрагогических мастерских по проблеме ”Педагогическая компетентность и мобильность”//Школа.-2000.-№2.-С.9-13.

52. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy.- Chicago,1980.

53. Lengrand P. Introduction à l’éducation permanente.- Paris,1970.

54. Smith R.M. Learning How to Learn. Applied Theory for Adult.- Milton Kynes,83.

 По материалам Интернет

Вернуться в каталог статей