Новый порядок аттестации с 1 сентября 2023 года
С 1 сентября 2023 года вступает в силу приказ Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 г. N 196 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Данный документ заменяет два документа, которые с указанной даты утрачивают свою силу:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 г., регистрационный N 32408);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 767 "О внесении изменений в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 января 2021 г., регистрационный N 62177).
Наконец-то мы дождались Нового порядка аттестации! Столько было надежд с ним связано! Столько страхов нагоняло Министерство сначала образования, а теперь просвещения: и квалификационный экзамен, и ЕГЭ предметам, и решение профессиональных и методических задач, и кейсы по специальностям… Но все позади, во всяком случае на ближайшие пять лет.
Обратили ли Вы внимание на то, что данный порядок принят только на пять ближайших лет, то есть на межаттестационный период. На просторах интернета уже появились посты, в которых говорится о том, что вот этот – то порядок аттестации самый хороший, так как в нем не установлены срок действия квалификационных категорий, то есть установленные квалификационные категории в этот период будут бессрочными. Или пишут, что Министерство просвещения допустило ошибку и не обозначило срок действия квалификационных категорий. Ничего подобного - никаких ошибок: срок их действия совпадает со сроком реализации Нового порядка аттестации.
Интереснейший документ - Новый порядок аттестации. Вроде бы ничего особенно нового, кроме новых квалификационных категорий, не предлагает, но нюансы – то есть.
В аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности появилось больше возможностей у педагогов защитить свои права: и состав аттестационной комиссии, и возможность предоставить самому доказательные и подтверждающие документы.
Помню, как много говорили о льготах для определенных категорий педагогов в установлении первой и высшей категории. Вот эта мечта педагогов сбылась. Данные льготы утверждены Новым порядком аттестации.
Теперь не придется ждать минимум два года после установления первой квалификационной категории, а можно уже на следующий год подавать заявление. Вот эта мечта педагогов тоже сбылась.
Требования к деятельности педагога в рамках первой и высшей квалификационных категорий практически не изменились. Значит ли это, что сама процедура аттестации с целью установления соответствия данным категориям не изменится на местах и тут не стоит ждать каких – либо сюрпризов в связи с принятием Нового порядка аттестации?
Хотелось бы ответить, что требования к деятельности педагогического работника к установлению соответствия первой и высшей категории подтвердили устойчивость их ориентации на деятельность педагога В СВОЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, в том числе методической работы тоже. Сказала бы – акцент делается на методической работе педагога в своей ОО. Это же мы видим во введении двух новых квалификационных категорий. Об этом чуть ниже.
Но смысл деятельности педагога, которая выносится на аттестацию в рамках первой и высшей квалификационных категорий один: качественна педагогическая и методическая работа в своей образовательной организации, а опыт свой представлять в разных формах можете где душеньке угодно.
Помните, еще несколько лет назад обнаружился «перекос»: педагоги не хотели/не видели смысла участия в методической работе своей ОО, не интересно это было делать, да и не нужно это было никому. Интереснее это было делать в различных сообществах федерального, регионального уровня: конференции, мастер –классы, семинары, форумы, разработка методических продуктов, конкурсы и т.д. Результативность была высокая. Так, конечно, быть не должно. Поэтому акцент сместился на методическую работу в своей ОО. Новый порядок аттестации это дополнительно подтвердил.
Конечно, самое яркое нововведение – это появление двух новых квалификационных категорий: педагог – наставник и педагог – методист. Причем отмечено:
- претендовать на данные категории могут педагоги, имеющие установленную высшую квалификационную категорию,
- это ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ нагрузка педагога, а не основная деятельность,
- сначала он должен выполнить свою основную деятельность, затем выполнять дополнительную в том объеме, в котором она обозначена в соответствующем приказе руководителя, только в этом случае он получит дополнительную оплату за данную квалификационную категорию,
- даже после установления данной категории педагог должен выполнять данную дополнительную работу, если хочет получать за нее оплату.
А теперь опять о методической работе педагога как для установления первой и высшей, так и новых квалификационных категорий.
Хотим обратить Ваше внимание на то, что методическая работа в своей ОО становится не просто обязательной, а таким путеводной нитью как совершенствования компетенций учителя, так и для повышения его оплаты труда. Но… влечет за собой и другие формы уже самоорганизации деятельности педагога.
Дело в том, что эта самая методическая работа для установления категорий должна быть документально подтвержденной! Никакие устные договоренности тут не действуют. Как Вы приложите в материалы портфолио просьбу руководителя подготовить какого – то педагога к профессиональному конкурсу? Поэтому сначала приказ руководителя, затем - уже Ваши дополнительная деятельность. И так каждый шаг… И педагогу самому придется следить, чтобы все эти документы были созданы и иметь их ксерокопию/скан. Причем сразу после их создания, а не через пять лет, когда архивы могут затеряться/ документ выцвести/ или еще какой – то форс – мажор произойти.
Практически то же самое касается методической работы педагога в рамках первой и высшей квалификационных категорий: самим продумывать свою методическую работу в ОО, формы, подтверждающие документы и т.д. Затем самим следить за подтверждающими документами, инициировать их появление, например, выписки из протоколов педсовета, заседания методического объединения и т.д., или получение копии приказа об участии в составе рабочей группы по разработке локальных актов ОО при введении ФОП.
Таким образом, новый порядок аттестации стимулирует самостоятельность педагогов в методической работе и подготовке к самой процедуре аттестации.
Этого ожидали от нового порядка педагоги? Что не сбылось из Ваших ожиданий в Новом порядке аттестации? А что сбылось? В каком направлении Министерство просвещения не доработало, не учло пожелания педагогов?
Оставляйте свои мнения в форме ниже! Напоминаем, вы сможете получить удостоверение об участии в педсовете, если оставите не менее 5 комментариев под любой из тем!