Мой университет

Инновационный образовательный центр Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Мой университет

Инновационный образовательный центр
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых
Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

30 января - 100 лет со дня рождения Л. Гайдая

Леонид Гайдай – советский режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза. Гений комедии, чьи фильмы и сегодня с удовольствием смотрят, а цитаты из них передаются из уст в уста.

Леонид родился в 1923 году в городе Свободный Амурской губернии. Помимо него в семье железнодорожных рабочих Иова Гайдая и Марии Любимовой было еще двое детей — Августа и Александр.

В дошкольном возрасте любимым занятием Леонида было «партизанское» посещение местного кинотеатра, где он заворожённо смотрел фильмы с Чарли Чаплином. Как только заканчивался один сеанс, Леня прятался под сиденьем, дожидаясь следующего.

В 7 лет Гайдай пошел учиться в железнодорожную школу №42. Леонид слыл задирой, хоть и хорошо учился. Также мальчику нравилось читать — он любил Владимира Маяковского, знал его стихи наизусть, выступал с ними со сцены и однажды даже стал победителем конкурса чтецов. В кружке художественной самодеятельности он также научился играть на балалайке.

Первый военный год стал для Гайдая стал выпускным. Юноша вместе с одноклассниками пришел в военкомат проситься на фронт, однако Леониду, как и его друзьям, отказали из-за несоответствия призывному возрасту.

В течение года после окончания школы он работал разнорабочим в Иркутском театре. Также Гайдай успевал смотрел спектакли, изучая драматургию, и одновременно с этим проходить обучение в театральной студии клуба железнодорожников. В некоторых постановках театра ему даже удалось поучаствовать, например, в «Свадьбе» и «Медведе» по произведениям Антона Чехова.

Зимой 1942 года Гайдая призвали в армию. В первое время он проходил службу в Монголии, где в его обязанности входило объезжать лошадей и ухаживать за ними. Исправно выполняя долг, юноша все равно рвался участвовать в боевых действиях, поэтому вскоре его отправили на Калининский фронт. На фронте Гайдай получил ранение.

В госпитале Леонид пробыл более шести месяцев, всеми силами пытаясь сохранить ногу, которую не позволил врачам ампутировать. В результате Гайдай перенес пять хирургических операций, а последствия того ранения сопровождали Леонида всю оставшуюся жизнь. Со второй группой инвалидности был комиссован и вернулся в Иркутск, где стал учиться актерскому мастерству в театральной студии при драмтеатре.

Во ВГИК Леонид Гайдай поступил в 1949 году. По воспоминаниям, студент-фронтовик отличался от своих сокурсников не только актерским талантом, но и какой-то особенной внутренней сосредоточенностью. Еще во время учебы Гайдай начал работать режиссером-практикантом у своего учителя Бориса Барнета. У него же состоялся актерский дебют Гайдая в кинофильме «Ляна», где ему досталась роль Алексея.

По окончании ВГИКа, в 1955 году, Гайдай стал режиссером «Мосфильма» и снял совместно с Валентином Невзоровым первую картину «Долгий путь» по мотивам рассказов Владимира Короленко. Увидев эту работу, знаменитый режиссер Михаил Ромм посоветовал Леониду заняться комедийным жанром.

Через год Гайдай приступил к съемкам сатирической комедии «Жених с того света» (1958), где впервые познакомился с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным, которого позднее будет снимать практически во всех своих фильмах. Картина была жестко раскритикована представителями министерства культуры и сокращена почти наполовину – в ней осталось 48 минут хронометража. Все из-за того, что фильм нещадно высмеивал советский бюрократизм – главный герой пытается доказать, что умер не он, а человек, укравший его бумажник, но доказать чиновникам свое существование у него не получается.

В начале 60-х, после череды неудач, режиссер погрузился в депрессию и, решив, что больше никогда не будет снимать, уехал с женой в Иркутск. Однако практически каждый вечер он все равно садился за рабочий стол и что-то писал. Спустя некоторое время Гайдай заявил жене, что закончил работать над сценарием, а их семье придётся вернуться в Москву, чтобы подать заявку на новые съемки.

В Москве Гайдай снова обратился к Пырьеву за помощью. С его благоволения Леониду выдали пленку для съемок, а сам он начал самостоятельно собирать съемочную группу. Когда актерский состав с участием Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова был утвержден, началась работа над короткометражной кинокомедией «Пес Барбос и необычный кросс». Актеры перевоплотились в троицу мелких мошенников, решивших оглушить рыбу динамитом, но их планы нарушил прибившийся дворовый пёс.

После этой корометражки жизнь Гайдая круто переменилась. «Барбоса» номинировали на Пальмовую ветвь в Каннах. Когда худсовет решил, что нужно продолжение фильма, Гайдай снял «Самогонщиков». Трус, Балбес и Бывалый необычайно полюбились зрителям. Позже появились и в других фильмах Гайдая и до сих пор считаются одними из самых узнаваемых персонажей советского кинематографа.

с 1965 по 1968 годы на экраны один за другим вышли три гайдаевских фильма, которые вскоре советские зрители назовут самыми лучшими картинами столетия. Первой стала «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», второй – «Кавказская пленница», а третьей, самой обожаемой зрителями, «Бриллиантовая рука».

Гайдай мечтал снять фильм по роману Михаила Булгакова «Бег», но сделать ему этого не дали. Тогда он обратился к другому произведению писателя. Так в 1973 году на экраны вышла искрометная комедия «Иван Васильевич меняет профессию», основанная на пьесе «Иван Васильевич».

К этому фильму Гайдай очень кропотливо подбирал актеров. Главную роль он изначально предложил Юрию Никулину, но поскольку тот был тотально занят, царя сыграл Юрий Яковлев. Впоследствии режиссер скажет, что это было очень точное попадание, а его слова подтвердят миллионы зрителей, которые и по сей день не устают смотреть этот замечательный фильм. После премьеры Леониду присвоили звание народного артиста РСФСР.

После успеха “Ивана Васильевича” Гайдай сразу же приступил к комедии “Не может быть!” по мотивам произведений Михаила Зощенко. Также в 90-х и начале 90-х он снял еще несколько запоминающихся картин. В их числе – “Спортлото-82” и “На Дерибасовской хорошая погода” (1992). Правда, многие ценители советского кино утверждают, что последние ленты Гайдая значительно уступают его предыдущим работам.