Новое в дополнительном образованиии детей
Новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: старое и новое
С 1 марта 2023 года вступил в силу Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе – обучающиеся с ОВЗ).
Какие требования устанавливает Новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам?
Порядок определяет:
- приоритетные направления образовательной деятельности и направленности дополнительных общеобразовательных программ;
- требования к видам/подвидам дополнительных образовательных программ разной ведомственной принадлежности, к их разработке и утверждению;
- направленности дополнительных общеобразовательных программ;
- особенности формирования и обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, условия и сроки их реализации, количество обучающихся;
- формы обучения по дополнительным образовательным программам, формы организации деятельности обучающихся, включая обучение по индивидуальному учебному плану;
- особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе использование модульного принципа представления содержания образования, сетевых форм, дистанционных технологий и электронного обучения;
- требования к расписанию занятий объединений;
- требования к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- требования к организации учебного процесса по дополнительным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.
На кого распространяется действие Нового Порядка?
Порядок является обязательным для реализующих дополнительные общеобразовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также индивидуальных предпринимателей.
Действие Порядка не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях
Действие Порядка распространяется на организации, которые осуществляют лицензионную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ:
- организации дополнительного образования,
- дошкольные образовательные организации,
- общеобразовательные организации,
- профессиональные образовательные организации,
- организации высшего образования,
- индивидуальные предприниматели.
Указанные организации реализуют дополнительное образование для разных категорий и групп обучающихся, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов: создают особые условия, формируют инклюзивную образовательную среду и реализуют адаптированные образовательные программы.
Какие направления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам определены в Порядке № 629?
В новом Порядке отражены общие направления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Из перечня исчезло военно-патриотические и трудовое воспитание, личностное развитие, профессиональное самоопределение, творческий труд, социализация, общая культура. При этом появилось направление – «организация свободного времени обучающихся».
Какие формы реализации дополнительных общеобразовательных программ установлены Новым Порядком?
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность:
- как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их;
- в форме организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
- могут использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации;
- определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся;
- самостоятельно определяют формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое
Кто может осуществлять педагогическую деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ?
В п. 20 нового «Порядка» отмечено, что «педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями.
Таким образом, Новым Порядком установлено право образовательной организации привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ студентов – лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование.
Большая часть изменений коснулась норм об обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Содержание адаптированной программы должно быть составлено в соответствии с программой реабилитации инвалида, в которой отмечаются индивидуальные особенности ребенка, его поведения, коммуникации, адаптации, социализации и др.
Расширили перечень мер, которые надо выполнить, чтобы создать доступную среду для разных нозологических групп учащихся с ОВЗ (доступ в учреждение, спец. средства обучения, специалисты). При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Таким образом, в организации, реализующей АДООП, необходимо наличие соответствующих специалистов в области коррекционной педагогики. Удалили норму о том, что численность детей с ОВЗ в учебной группе должна быть до 15 человек. Просто указали, что численный состав объединения можно уменьшить, если включаете в него учащихся с ОВЗ.
А как вы относитесь к этим нововведениям? Стоило ли провести изменения иначе? Что вам требуется для внедрения нового порядка в свою работу? Как "Мой университет" мог бы помочь вам в этом?
Примите участие в наших обсуждениях и получите свидетельство участника Педсовета! Для этого оставьте не менее 5 комментариев в любых темах, представленных в педсовете, ваши мнения вы можете оставить в конце каждой темы в удобной форме, регистрация не требуется (достаточно регистрации в VK)