Физкультминутки для начальной школы
- 27.11.2023
- 1936
- 0
Каждый урок для школьника - работа, протекающая в условиях неподвижности. Длительное напряжение мышц спины при сидении на одном месте вредит осанке и общему состоянию организма ребенка, который, устав, может стать вялым и капризным.
Поэтому ученикам, особенно младшеклассникам, необходима разрядка, и учителя начальных классов для поддержания дисциплины и повышения внимания проводят во время урока короткие физкультурные минутки.
К этим паузам тоже лучше подойти творчески. Например, разделить детей по парам или группам и организовать игру, предложить провести физкультминутку детям, использовать аудио- и видеоматериал.
Как оценить уровень утомления учеников и объявить физкультминутку?
Вот несколько сигналов:
-
- повышается количество ошибок;
-
- школьники часто отвлекаются, становятся вялыми или слишком беспокойными;
-
- ухудшается почерк;
-
- школьники ерзают на стуле, меняют позу;
- возникают разговоры, смех, посторонние движения.
При этом помните о том, что выполнение физических упражнений дает нагрузку на организм, поэтому старайтесь не переусердствовать с количеством упражнений.
Обычно на уроке физкультминутку длительностью 1-1,5 мин. проводят в середине или второй половине урока. Специалисты советуют подбирать свой комплекс упражнений в соответствии с возрастными особенностями школьников и менять компоненты не чаще четырех раз за учебный год. Можно регулировать скорость и интенсивность выполнения упражнений: если класс возбужден, то упражнения нужно делать в медленном темпе, вялый - в интенсивном.
Помимо устранения признаков утомления физкультминутка создаст в классе веселую, непринужденную атмосферу. Основное условие для этого - бодрый настрой педагога, его заинтересованность и готовность выполнять упражнения вместе с учениками.
Предлагаем два комплекса упражнений для физкультминуток
Комплекс, подготовленный тренером-преподавателем по спортивной гимнастике Верой Капустиной, поможет детям расслабить мышцы спины, шеи и рук.
"Ёжик колючий"
Ребенок стоит, сжав кулачки. Начинает медленно поднимать их вверх и одновременно резко выпрямляет пальцы, а потом опять сжимает в кулачки. Когда выпрямленные руки окажутся наверху, так же медленно опускает их вниз и при этом теперь уже резко сжимает кулачки. В завершение ребенку нужно слегка потрясти кистями рук.
"Потянись к солнышку"
Ребенок сцепляет пальцы в замок, поднимает руки вверх и старательно тянется за ними всем телом. Затем медленно опускает руки вниз (через стороны), немного наклоняется вперед, голову опускает вниз и расслабляется, слегка потряхивает руками (5-10 сек.)
"Одуванчик на ветру"
Ноги на ширине плеч, руки на поясе, глазки закрыты. Ученик медленно опускает голову на грудь, затем поднимает ее и наклоняет вправо, касаясь правым ушком плеча, затем то же самое делает в левую сторону и опять вперед (3-4 подхода).
"Рубим дрова"
Ребенок складывает руки в замок, поднимает их над головой и резко опускает вниз - “рубит дрова” (6-8 раз). Затем расслабляет руки.
"Соня"
Сидя на стуле, ребенок откидывается на спинку, закрывает глаза и опускает подбородок на грудь. Замирает в таком положении на 3 секунды. Затем открывает глаза, запрокидывает голову назад и смотрит в потолок. Повторяет упражнение 3-4 раза в медленном темпе.
***
Комплекс для 1 класса от кандидата педагогических наук Ю. А. Копылова, учителя начальных классов И. П. Бариновой, учителя физической культуры З. А. Петрович.
"Хлопаем в ладошки"
Хлопать в ладоши в произвольном темпе, руки надо головой. Выполняется в течение 10-12 сек.
"Попрыгунчики"
Подскоки на одной ноге (вторая нога согнута в колене и не касается пола), руки вверх. Выполнить 10-12 подскоков на одной ноге, затем 10-12 - на другой.
"Кошка-царапка"
Выполнять царапающие движения полусогнутыми руками на уровне груди 10-15 сек.
После физкультминутки можно перейти к учебной работе, которая станет в разы эффективнее.
Оставьте свой комментарий