Мой университет

Инновационный образовательный центр Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Мой университет

Инновационный образовательный центр
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых
Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Как организовать урок-дискуссию

Как организовать урок-дискуссию>

Одна из самых интересных и продуктивных форм урока – дискуссия. Основная цель дискуссии – приход к итоговому знаменателю и выводу. Во время обсуждения ученики не только запоминают новый материал, но и смело делятся своими взглядами и предположениями. Поэтому проведение дискуссий необходимо в образовательном процессе.

Конечно, учитывая молодой и вспыльчивый темперамент большинства школьников, процесс может выйти из-под контроля. Любое обсуждение должно проводиться под руководством педагога, который способен сохранить спокойную здоровую обстановку.

Для правильной организации дискуссии необходимо провести хорошо к ней подготовиться. Определить с учениками, какая тема будет основной на дискуссии. Если Вы планируете разобрать творчество Максима Горького, важно выбрать то произведение, которое прочитали все участники образовательного процесса и которое им было бы интересно обсудить. Заранее раскрыть затрагиваемые вопросы, чтобы дети могли обдумать и подготовиться к ним. Выявить главные задачи и проблемы произведения, тем самым заинтересовать детей предстоящим мероприятием.

Перед началом дискуссии необходимо убедиться в том, что все знакомы с правилами поведения. У каждого метода дискуссии есть свои особенности, однако существуют и общие правила:

  • необходимо упорядочить выступления учеников;
  • установить нормы коллективного общения;
  • определить роль учителя в обсуждении: активную или пассивную, как он будет следить за соблюдением правил и вовлекать каждого ученика в разговор;
  • обязательно подводить итоги дискуссии.

Чёткая организация от самого начала до финала дискуссии способна сделать весь процесс максимально эффективным. Немаловажную роль играют вопросы учителя, усиливающие продуктивность обсуждения: «Что вы имели в виду, говоря…?», «Есть ли какие-нибудь факты, обосновывающие данное мнение?», «В чем конкретно заключается решение проблемы?», «Как Вы можете оспорить ошибочное мнение?» и тому подобные.

Существует большой выбор методов проведения дискуссии. Каждый метод имеет свои особенности и правила. Например, есть такой интересный метод «Аквариум», когда пять добровольцев выходят к доске, садятся напротив одноклассников и активно обсуждают поднятые вопросы. Слушатели не встревают в обсуждение, а фиксируют важные, по их мнению, моменты на бумаге. Подробнее об этом методе вы можете узнать в другой статье.

Метод «Круглого стола» проводится для обсуждения различных способов решения. Например, на повестке дня экологическая проблема вывоза мусора из города. Каждому участнику обсуждения даётся право высказать свой вариант решения непростой задачи, а потом совместно разбираются все предложения на способы их реализации. В общении участвуют все.

Такой непростой способ «Дебаты» применяется для обсуждения глобальной задачи. Учитель озвучивает несколько противоположных между собой точек зрения на проблему и способов её решения, ученики определяют, какая позиция им ближе и на этом основании делятся на две группы. Каждой команде даётся определённое время на обсуждение аргументов, которые они приведут в подтверждение своей точки зрения. Потом каждая группа выступает перед слушателями, представляя свои аргументы. В конце проводится общий анализ дискуссии.

Дискуссия-диспут может проводиться спонтанно на любую заданную учителем тему. Каждый высказывает своё мнение по затронутой теме. В основном диспут подразумевает в себе активное эмоциональное обсуждение – учителю тяжело будет следить за нормами общения и вовлекать в разговор «молчунов».

Для каждого предмета и поставленной проблемы следует выбирать определённый (более подходящий) метод дискуссии.

Какие методы вы используете в работе? К каким результатам они приводили?

 
Ещё никто не оставил комментарий
 

Оставьте свой комментарий