Мой университет

Инновационный образовательный центр Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Мой университет

Инновационный образовательный центр
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых
Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Как правильно писать эссе по обществознанию

Как правильно писать эссе по обществознанию>

Что такое эссе?

Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского exagium  (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Бук­вально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты».

Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые осо­бенности эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса;
  • личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;
  • небольшой объем;
  • свободная композиция;
  • свободное владение темой;
  • многоаспектный взгляд на явление;
  • парадоксальность;
  • внутреннее смысловое единство;
  • согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиво­речивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;
  • открытость: оно не претендует на полный законченный анализ.

Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика?

  1. Прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной про­блеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из шести базовых гуманитарных наук: филосо­фии, социальной психологии, экономике, социологии, поли­тологии, правоведению.
  2. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а так­ же в представлении и обосновании собственной позиции.
    При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.

Таким образом, эссе – это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.

Требования к содержанию эссе

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в лю­бом случае необходимо выдержать:

  1. адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла
    высказывания;
  2. соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме);
  3. выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы
    (темы), на которые указывает автор высказывания;
  4. аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном
    научном контексте;
  5. четкая определенность позиции учащегося, его отношения
    к проблеме, к мнению автора высказывания;
  6. обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
  7. подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведе­ния, личного опыта;
  8. логичность рассуждений обучающегося;
  9. отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологиче­ских) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;
  10. соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объему эссе по обществознанию нет жест­ких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления обучающегося, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

Как оценивать эссе?

Критерии оценивания ответа. Баллы
1 Раскрытие смысла высказывания  
    Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании. 1
    Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании 0
2 Представление и пояснение собственной позиции студента  
    Представлена и пояснена собственная позиция студента. 1
    Представлена без пояснения собственная позиция студента (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).           ИЛИ Собственная позиция студента не представлена.   0
3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов:  
    Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теорети­ческие положения, выводы и фактический материал. В ходе обсуждения раскрываются различные аспекты проблемы (темы). 3
    При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) су­ждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ  Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргумен­тация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) су­ждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений и выводов. ИЛИ  Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. 2
  Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ  Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. 1
  Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргумен­тации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. 0
  Максимальный балл 5
       

Таким образом, несмотря на творческий характер к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования.

Узнайте еще больше секретов успешного написания эссе от Екатерины Кризовской:

 
Ещё никто не оставил комментарий
 

Оставьте свой комментарий