Мой университет

Инновационный образовательный центр Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Мой университет

Инновационный образовательный центр
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых
Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Какие универсальные навыки необходимо развивать у обучающихся и как это сделать?

Какие универсальные навыки необходимо развивать у обучающихся и как это сделать?>

В результате обучения у учащихся должны формироваться: умения обобщать, анализировать, проектировать, структурировать и т.д. Метапредметные  результаты также отражают развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, умение работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Именно эти универсальные навыки необходимо развивать у обучающихся сегодня. Как их сформировать? Такая проблема стоит перед многими педагогами школы.

Творческая группа учителей гуманитарного цикла МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А.К.Харченко» считает, что сетевое взаимодействие обучающихся в рамках организации сетевых проектов,  как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяет развивать универсальные навыки и умения, которые необходимы выпускнику школы.

Сегодня мы можем поделиться опытом разработанных и проведенных сетевых проектов.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект.

  1. В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
  2. Работа учащихся, в основном, проводится в сети, она осмысленна и активна.
  3. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).

Сегодня сетевые проекты занимают достойное место во внеурочной деятельности. Такая форма  организации внеурочной деятельности позволяет в полной мере реализовать требования государственного образовательного стандарта.

Мы разработали и реализовали два межпредметных проекта. Это проект «Будем знакомы. Марк Твен» на муниципальном уровне и проект «В Стране чудес Алисы» на краевом уровне. Сетевые проекты были направлены на организацию сетевого взаимодействия учащихся с целью активизации познавательной деятельности, развитие метапредметных универсальных действий, получения опыта творческого  взаимодействия и сотрудничества, повышения уровня освоения   ИКТ.

Проект реализовывался в три этапа:

  1. Подготовка к проведению проекта.
  2. Проведение сетевого проекта.
  3. Подведение итогов.

На первом этапе была выбрана тема, разработано положение  сетевого проекта, были продуманы все этапы реализации проекта, критерии оценивания, сроки реализации, состав  участников, возможности самооценивания и взаимооценивания, рефлексия участников проекта. Сайты были созданы на платформе Jimdo.com и Google.Sites и расположены по адресам  http://uzhur-marktwain.jimdo.com/ , https://sites.google.com/site/aliceoksanayarlykova/

Участниками сетевого проекта стали  команды обучающихся  среди 5-8 классов.

В результате  сетевых проектов на разных этапах были созданы следующие продукты деятельности команд: визитные карточки (в форме презентации или видеоролика), исследования в форме электронных журналов на сервисе Calameo, перевод отрывка из произведений М.Твена, работа c вопросами викторины, поиск афоризмов, составленные лимерики, фотографии, результаты исследований по переводам книги, кроссворды для команд. По окончании работы над электронными журналами команды оценивали свои работы по критериям и выполняли взаимооценку других команд. Для взаимооценивания была использована методика «Две звезды и желание». На этапе рефлексии команды работали на сервисе padlet.com .Обучающиеся отвечали на предложенные вопросы, составляли синквейны, проходили анкетирование в Google анкетах, оценивали совместную деятельность.

В ходе работы обучающиеся учились по инструкциям работать с разными сервисами, такими как   http://learningapps.org, http://ru.calameo.com/, https://padlet.com/

Приводим примеры  составленных синквейнов.

1)Марк Твен
Великий, уникальный.
Писал, любил, удивлял.
Открывший нам много интересного.
Писатель.

2) Сетевой проект
Захватывающий, необычный.
Знакомит с Марком Твеном, удивляет, развивает.
Проект позволил расширить знания. 
Творчество.

Данные анкетирования координаторов сетевого проекта показывают, что 100% опрошенных считают развитие сетевого взаимодействия актуальным. 50% координаторов считают, что в ходе проекта развиваются умения работать в группе,25 % координаторов  считают, что обучающиеся учатся моделировать способы возможного решения проблем,25 % координаторов считают, что в ходе проекта учатся планировать сотрудничество  со сверстниками.

В процессе работы над сетевыми проектами обучающиеся учатся самостоятельно определять цель, ставить и формулировать для себя новые задачи, самостоятельно планировать пути достижения цели, умение оценивать правильность выполнения, овладевают основами самоконтроля, самооценки, учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формулировать и отстаивать свое мнение. Работа в проекте способствует формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Мы видим следующие преимущества сетевого проекта.

Во-первых,  форма организации деятельности обучающихся как сетевой проект способствует развитию коммуникативных универсальных действий. Нельзя не согласиться  с А.Г.Асмоловым в том, что «период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный».

Во-вторых, включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, по словам А.Г.Асмолова, является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе. Данная деятельность организована таким образом, что учащиеся реализуют свои потребности в общении со значимыми, референтными группами. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной,  поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Автор пишет: «Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и коллективному».

В-третьих, в подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество  саморегуляции. Развитие саморегуляции предполагает формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, позволяет реализовать потенциал субъекта через целеполагание и проектирование траекторий развития посредством включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Таким образом, организация сетевого проекта создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Надеемся, что представленный опыт заинтересует коллег.

 
Ещё никто не оставил комментарий
 

Оставьте свой комментарий