Проблема: Наказать, нельзя простить? Расставляем приоритеты
- 22.03.2024
- 786
- 0
Ни одна тема в практике школьного психолога не вызывает столько споров и противостояний. Родители и учителя уверены, каждый в своей, точке зрения о наказании.
Давайте разберемся вместе в том, приносит ли наказание плоды, которые мы от него ждем.
Если мы наказываем ребенка, значит мы ставим перед собой какую-то цель, и хотим ее достичь.
Например, третьеклассник Миша регулярно получает двойки, и папа порет его ремнем раз в неделю, считая порку «культурной традицией». Какая цель была у этого родителя: озлобить ребенка или всё же донести до него свои расстроенные чувства и беспокойство по поводу плохих оценок.
В этой истории цель была не ясна, поэтому и результат оказался противоположным ожидаемому. Миша продолжил учиться на двойки. Затем была предпринята попытка родителя изменить свое поведение и перестать пороть ребенка в течение месяца. Двоек меньше не стало, зато появились четверки.
Когда ребенок поступает неправильно, он искренне не понимает, что сделал не так. В этот момент учитель и родители ему очень нужны. Рассмотрим другой пример. Мальчик подросток, Коля, ездил с классом в Санкт-Петербург. Родители сократили все свои расходы, ради поездки сына в культурную столицу. Коля потратил все карманные деньги и просил дать еще. Родители посчитали такое поведение непозволительным и денег дать отказались. Билет обратно был куплен заранее, ребенок вернулся домой через неделю. Некоторое время сохранялась холодность и нейтралитет, пока ребенок и родители созревали для начала разговора. Родители рассказали о своих чувствах, о том, что их отказ был в интересах ребенка. Ребенок понял, что тратить деньги в поездке на разные мелочи неразумно. Конфликт был улажен, всем стало легче, цель была достигнута.
В семьях, где родители имеют противоположные точки зрения на воспитание и наказание, ребенок становиться неуправляемым. Так как не знает, как же всё-таки себя вести. Противоположные действия родителей действуют на ребенка еще хуже, чем их единое мнение. У родителей нет единой цели, результат в виде «хорошего» поведения ребенка недостижим.
Еще один важный момент. Если ругать ребенка матом за то, что он сказал матерное слово, то ситуация доходит до абсурда. То же самое физически наказывать ребенка за то, что он бьет собак. Дети подражают взрослым, копируют поведение.
Словесные и физические наказания родители применяют в состоянии аффекта, когда чувства и эмоции на пределе. На работе накричали, по дороге домой машина обрызгала. И тут ребенок дома нашкодил. На ребенке можно выместить злость и не получить ответной реакции. В этот момент нужно остановиться и подумать. Почему я так расстроен, виноват ли в этом мой ребенок. Осознаем отрицательную эмоцию и успокаиваемся.
Если наказание всё же необходимо, что нельзя делать взрослому:
- Нельзя медлить. Наказание должно следовать сразу. При этом возраст ребенка не имеет значения. Для ребенка важно усвоить безусловность правила поведения.
- Нельзя преувеличивать наказание. Наказание – сигнал о важности правила, а не наказание ради наказания.
- Нельзя унижать ребенка. Спокойным тоном объяснить, какое наказание ждет ребенка.
- Нельзя применять физические наказания. Иначе будет ожесточение, обиды, разрушение отношений.
Наказать, нельзя простить? В каждом отдельном случае будет своя запятая в этом предложении. Взрослым важно не допустить жестокости. Хвалите ребенка, он будет стремиться порадовать вас своим поведением.
Оставьте свой комментарий