Виртуальный интерактивный семинар - миф или реальность?!
- 26.03.2024
- 1465
- 0
Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции
с международным участием "Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры",
г.Кемерово, 2006
В настоящее время очень остро стоит проблема несоответствия знаний, умений и навыков, востребованных рынком труда и предлагаемых средним и высшим образованием, а также системой дополнительного образования. Высокий темп развития новых технологий в сферах производства и услуг, информационный бум, востребованность специалистов, владеющих современными технологиями управления, коммуникаций и обучения, требуют от человека включения в систему непрерывного образования. При этом взрослые люди, стремящиеся повысить свою квалификацию, должны получать новую информацию в доступной для освоения и психологически комфортной форме. Использование системы дистанционного обучения с внедрением в нее технологий активных методов обучения взрослых позволяет достигать этих условий, независимо от места жительства обучающихся, без отрыва от основной деятельности и в удобное для них время.
В связи с этим и с целью повышения компетенции в областях обучения взрослых и проектного менеджмента в Международном Институте Развития "ЭкоПро"* были разработаны и проводятся дистанционные курсы "Активные методы обучения взрослых" (ДК АМОВ) и "Разработка проектов и заявок на гранты. Фандрайзинг" (ДК ПМ). С октября 2004 года по 2006 год в них приняли участие обучающихся из 44 городов России и СНГ.
Дистанционные курсы представляют собой виртуальные интерактивные семинары-тренинги, разработанные с использованием активных методов обучения и методов визуализации, применение которых технически возможно в дистанционном обучении. Данная форма организации процесса дистанционного обучения была выбрана не случайно. В настоящее время большинство ДК представляют собой набор теоретического материала по теме с тестовой и контрольной системой оценки полученных знаний. Однако эффективность данной формы обучения далеко не всегда является высокой. Формат виртуального интерактивного семинара-тренинга позволяет активизировать взрослых обучающихся, использовать их знания и практический опыт в ходе обучения, содействовать раскрытию их потенциала, создать условия, позволяющие вырабатывать практические навыки в решении конкретных задач, а также оценить степень усвоения учебного материала.
Безусловно, данный формат требует активного модерирования процесса и оперативной обратной связи с обучающимися. Кроме того, применение инновационных образовательных технологий, тем более в дистанционном режиме определяет необходимость решения следующих проблем.
Проблемы теоретико-методологического характера:
- сохранение интерактивного процесса обучения и активного вовлечения в него всех обучающихся на протяжении ДО курса;
- определение достаточности качественного и количественного содержания учебного материала ДО курса.
Проблемы методического и дидактического характера:
- отсутствие привычки и достаточных навыков у обучающихся в общении в виртуальном пространстве;
- отсутствие чувства команды и ответственности друг перед другом у большинства участников семинаров-тренингов;
- сложность самостоятельной организации участниками своей индивидуальной и групповой работы;
- сложность для обучающихся в выборе тем, интересных с профессиональной точки зрения одновременно для всех участников каждой мини-команды, для разработки групповых проектов и семинаров;
- слабое владение компьютером некоторыми участниками семинаров-тренингов.
Проблемы организационного характера:
- проблема адаптации участников в незнакомой или мало привычной виртуальной среде (характерна для участников, впервые обучающихся в дистанционной форме);
- проблема преодоления «синдрома отстающего» - сложность участникам начать обучение в ситуации, когда они по каким-то причинам (например, вынужденные командировки) не смогли это сделать в срок и отстали от графика обучения;
- не всегда своевременное выполнение практических заданий обучающимися, что приводило к отставанию некоторых участников от графиков семинаров-тренингов и затруднению командной работы или «растягиванию» индивидуальной.
Особое место в данной группе проблем занимал вопрос слабой мотивации обучающихся.
Для решения данных проблем нами разрабатывались и апробировались различные механизмы. Формат данной статьи не позволяет раскрыть данные механизмы, здесь мы можем сказать, что их использование позволило эффективно решить перечисленные проблемы и достичь запланированных целей обучения. Виртуальные интерактивные семинары-тренинги "ДК АМОВ" и "ДК ПМ" соответствуют всем требованиям по разработке дистанционных курсов, учитывают методику и технологию образования взрослых, а также являются инструментом повышения компетенции по соответствующим им темам. Подтверждением этому служат как результаты нашей оценки процесса и итогов обучения, так и отзывы выпускников ДК АМОВ и ДК ПМ.
Елена Аничкина, г.Омск, Международный центр Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина:
"Это первый мой опыт дистанционного обучения, поэтому я с трудом представляла, как все будет выглядеть. Но реальность превзошла все ожидания! За довольно скучным, «взрослым» названием последовало интересное, творчески насыщенное обучение. Я в восторге!"
Людмила Внукова, г.Москва, Московское бюро по правам человека:
"Дистанционная форма обучения меня вполне удовлетворила, и не только отсутствием навязанного расписания занятий (например, с 15 до 16.30 мы учим теорию, а с 20 до 21 – выполняем практическое задание). Благодаря дистанционной форме организации семинара-тренинга, мне удалось потренировать такие необходимые менеджеру качества, как умение устанавливать приоритеты, управлять временем, ответственно относиться к обязательствам. И, что самое приятное, эти усилия сразу же давали результаты в виде выполненных в срок заданий и поощрительных слов модераторов. А это было очень хорошим стимулом продвигаться дальше, не останавливаться. Кстати, о словах. Я поняла, насколько в дистанционной форме важна обратная связь, оперативность и содержание комментариев. Вы, уважаемые модераторы, обратную связь реализовали просто блестяще!"
Юлия Сиверина, г.Калуга, Кафедра общей и юридической психологии, факультет психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского:
"Сам факт участия в подобной форме обучения, буквально, привел меня в восторг. Я довольна, что имела возможность освоить подобную форму обучения (в смысле, обучаться дистанционно). Думаю, это очень перспективный способ получения образования. Виртуальная среда сначала казалась мне слишком искусственной, не эмоциональной и поэтому сложной для общения. Но, я уяснила один важный момент. Я могу быть какой угодно в этой среде, я могу играть - вокруг абсолютно безопасное пространство. А это уже возможность личностного роста. Думаю, на этом факте можно строить процесс обучения".
Юлия Фарафонова, г.Москва, Высшая Школа Экономики.
"Уважаемые модераторы, хочу вас поблагодарить за хорошо организованный и качественный курс! Большое вам спасибо! Я уже рассказала нескольким знакомым про ваш курс и рекомендовала пройти его. Еще мне очень понравилось обучаться дистанционно. Желаю вам удачи в вашей работе и новых проектах!"
Таким образом, использование системы дистанционного обучения с внедрением в нее технологий активных методов обучения взрослых позволяет в удобной форме эффективно удовлетворять новые образовательные потребности взрослого населения.
* АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" до 2014 г. носил название Международный Институт Развития "ЭкоПро"
Оставьте свой комментарий