Игра как учебный и внеурочный вид деятельности
- 29.03.2024
- 617
- 0
Очень часто мы слышим, что новое – это хорошо забытое старое. Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную предопределяет перенос акцента в обучении с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий (ууд), таких, как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, как основы умения учиться. При формировании ууд стандарт устанавливает три основные группы результатов – личностные, метапредметные и предметные. Общая характеристика этих результатов и их специфика, отражающая особенности возрастной группы младших школьников, указывает на то, что основным видом учебной деятельности является игра. Именно игра оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка, психическое и социальное развитие.
Работая с младшими школьниками, выделяю три класса игр: возникающие по инициативе ребёнка; игры, возникающие по инициативе взрослого; игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса. Чаще всего применяю игры второго класса (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и т.д.), т.к. они обеспечивают развитие ууд. На начальном этапе обучения при помощи тестирования выявляю, какое полушарие мозга у детей доминирует (левое, правое или оба). Это помогает мне в успешном применении игровых технологий.
По результатам наблюдения у первоклассников в начале года отмечается функциональное превосходство правого полушария над левым. В конце первого года обучения левое полушарие становится ведущим. Это помогает преодолеть трудности у детей в овладении учебными навыками.
Для развития межполушарного взаимодействия на протяжении всего курса обучения использую наиболее эффективные игровые технологии: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос», «Перекрёстное марширование», «Рисующий слон», «Прыжки», «Колечко», «Зеркальное рисование», «Представь-изобрази» и т.д. Они развивают мелкую моторику, координацию рук и глаз, способность переключаться с одного движения на другое, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Например, «Представь-изобрази». Предлагаю немного пофантазировать: закрыть глаза и представить; послушать; потрогать; попробовать на вкус; открыть глаза, рассказать; нарисовать (цифру, букву, звук, слово, своё имя, сюрприз для мамы, подарок для брата и т.д.). Суть игры понятна. Провожу ребёнка по всем ощущениям: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. В деятельности развивается и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга приняли участие в игре. По этому принципу можно придумывать свои собственные игры и для учебной деятельности, и для внеклассной работы. Во время проведения игры опираюсь на ведущее полушарие ребёнка, выбирая содержание и форму игры (индивидуально, в парах, в группах).
"Мой университет" приглашает педагогов на курс повышения квалификации "Детская игра в условиях реализации ФГОС ДО". Сейчас всего за 499 рублей!
Успешно применяю в работе игры-путешествия, цель которых – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Они обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчает преодоление трудностей и достижении успеха, развивают логическое и образное мышление, ориентацию в пространстве, расширяют кругозор детей. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения имеют в основе действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Они пополняют словарный запас, развивают фонематический слух учащихся, умение слушать одноклассников, орфографическую зоркость, речь, внимательность, логику. Например, в игре «Вкусные слова». Карандаш нёс «вкусные слова», по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал. Дети помогают Карандашу, складывают из букв и слогов слова.
Игры–предположения. Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», в них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?». Эти игры развивают логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать и обосновывать предположения.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далёкое прошлое. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Игры этого типа применяю с 1 по 4 класс.
По наблюдениям за развитием правого и левого полушарий с применением выше указанных игровых технологий в течение трёх лет получила следующие результаты.
Так устроен мозг ребёнка: правое полушарие развивается равномерно, а левое – скачками. Если на начальном этапе обучения такого скачка в развитии нет, наблюдается неспособность усваивать новый материал, неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. В процессе развития у учащихся доминирующего полушария нарастает активность левого полушария, что влечёт за собой появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умения считать и писать. А это позволяет избежать развития у детей «дислексии» (в переводе с греческого обозначает «отрицание слова») и «дисграфии».
Успешно применяю в работе профориентационные игры. Они не только готовят младших школьников к выбору профессии, умению различать понятия профессия и специальность, но и развивают познавательный интерес, речь, расширяет кругозор, повышает мотивацию к учению, особенно если о своей профессии рассказывают родители. Приходя в школу, не все дети знают, где работают их родители и кем. Начиная с первого класса, на уроках технологии, математики, русского языка и других предметах формирую у ребят следующие понятия: профессия и специальность; типы профессий: ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА, ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА, ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
В профориентационных играх условно различают пять типов: первый – «Заигрывания»; второй – моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности; третий – моделирующие процесс профессионального и жизненного самоопределения; четвёртый – ценностно-нравственный; пятый – подготовка профконсультантов.
В работе, в соответствии с психовозрастными особенностями учеников, успешно применяю игры третьего типа «Угадай профессию», «Куда уходят поезда?», «Знакомьтесь: наши друзья – книжки», «Весёлые мастерские», «Профессия на букву», «Самая-самая», «Цепочка профессий», «Походка», «Если бы…, я стал бы…» (в первом и втором классе); «Пришельцы», «Три судьбы», «Вакансия», «Человек-профессия», «Кто есть кто?», «Подарок с намёком», «Маскарад», «Любимое блюдо» (в третьем и четвёртом классе). Игры обогащают словарный запас; развивают воображение, образное мышление и внимание детей, устанавливать причинно-следственные связи. Например, «Профессия на букву» расширяет у участников знание о профессиях. Каждый учащийся по кругу будет называть по одной профессии на данную букву. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чём идёт речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передаётся следующему по очереди игроку (по более жёстким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).
Для отслеживания результатов готовности младших школьников по выбору профессии, умению различать понятия профессия и специальность выбираю наблюдение, беседу, анкетирование и тестирование. Это даёт мне возможность сравнить, как изменились взгляды и знания учащихся по отношению к труду и профессиям.
КЛАСС | ПОНЯТИЯ | |||
Общее представление | Профессия | Специальность | Типы профессий | |
1 (на начало) | 27% | 23% | ||
1 (на конец) | 50% | 38% | 27% | 23% |
2 | 55% | 50% | 46% | 50% |
3 | 86% | 82% | 77% | 73% |
4 | 100% | 100% | 88% | 87% |
В конце четвёртого класса было проведено анкетирование. Все ребята ответили на вопрос «Кем я хочу быть», назвали профессию и специальность, обосновали своей выбор.
Играя, ребёнок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности. Это делает его более организованным и собранным, а процесс обучения – комфортным. Меня радует, если на уроках возникает потребность в игре и инициатива исходит от учащихся.
Автор - Скударнова Марина
В "Моем университете" до конца месяца скидка на курс повышения квалификации "Обучение в игре и игра в обучении"! Всего 900 рублей за 72 часа!
Оставьте свой комментарий