Мой университет

Инновационный образовательный центр Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Мой университет

Инновационный образовательный центр
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых
Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Как научить учеников слушать и слышать друг друга: техники активного слушания

  • 20.02.2025
  • 17
  • 0
Как научить учеников слушать и слышать друг друга: техники активного слушания>

Давайте разберем эффективные методы и техники активного слушания, которые помогут создать атмосферу уважения и сотрудничества.


Почему это важно?

Конфликты между учениками часто возникают из-за недопонимания. Один не услышал, другой не досказал — и вот уже спор на ровном месте. Активное слушание помогает:

  • Снизить уровень конфликтов.

  • Улучшить качество обсуждений.

  • Создать доверительную атмосферу в классе.

Мнение психолога:
«Активное слушание — это не просто умение молчать, пока говорит другой. Это способность понять, что стоит за словами собеседника, и показать, что его мнение важно», — отмечает Анна Смирнова, школьный психолог с 15-летним стажем.


Техника 1: Учите повторять и уточнять

Один из самых простых способов научить детей слушать — это попросить их повторять или перефразировать слова собеседника.

Как это работает:

  • Ученик А высказывает свое мнение.

  • Ученик Б повторяет: «Правильно ли я понял, что ты считаешь...?»

  • Ученик А подтверждает или уточняет.

Пример:
Ученик А: «Я думаю, что нам нужно сделать проект про экологию».
Ученик Б: «Ты предлагаешь выбрать тему экологии, потому что это важно для планеты?»

Почему это работает: Повторение помогает убедиться, что информация понята правильно, и снижает риск недопонимания.


Техника 2: Используйте «Я-высказывания»

Часто конфликты возникают из-за обвинительного тона. Научите детей выражать свои мысли через «Я-высказывания».

Как это работает:

  • Вместо: «Ты меня не слушаешь!» — «Я чувствую, что меня не слышат, и это обидно».

  • Вместо: «Ты всегда все делаешь неправильно!» — «Мне кажется, что мы можем сделать это по-другому».

Пример:
Ученик А: «Я расстроен, потому что мою идею не поддержали».
Ученик Б: «Я понимаю, что тебе важно, чтобы твое мнение учитывали».

Почему это работает: «Я-высказывания» снижают уровень агрессии и помогают выразить чувства, не обвиняя других.


Техника 3: Задавайте открытые вопросы

Открытые вопросы помогают углубить обсуждение и показать, что мнение собеседника важно.

Как это работает:

  • Вместо: «Ты согласен?» — «Что ты думаешь по этому поводу?»

  • Вместо: «Тебе нравится?» — «Почему ты считаешь это интересным?»

Пример:
Учитель: «Как ты думаешь, почему эта тема важна для нашего проекта?»
Ученик: «Потому что это касается всех нас, и мы можем что-то изменить».

Почему это работает: Открытые вопросы стимулируют размышление и показывают, что мнение каждого ценится.


Техника 4: Практикуйте эмпатию

Эмпатия — это способность понять чувства другого человека. Научите детей выражать поддержку и понимание.

Как это работает:

  • Ученик А: «Я злюсь, потому что меня не слушают».

  • Ученик Б: «Я понимаю, что тебе неприятно, когда твое мнение игнорируют».

Пример:
Ученик А: «Мне сложно решить эту задачу».
Ученик Б: «Я тоже иногда сталкиваюсь с трудностями. Давай попробуем разобраться вместе».

Почему это работает: Эмпатия создает атмосферу доверия и снижает напряжение.


Техника 5: Внедряйте правила обсуждений

Четкие правила помогают структурировать общение и избежать хаоса.

Пример правил:

  • Говорит только тот, у кого в руках «говорящий предмет» (мяч, игрушка).

  • Не перебивать.

  • Уважать мнение других, даже если оно отличается от твоего.

Почему это работает: Правила создают рамки, которые помогают детям чувствовать себя безопасно и уверенно.


Итог: Слушать — это навык, который можно развить

Активное слушание — это не просто инструмент для избегания конфликтов. Это способ создать в классе атмосферу уважения, где каждый чувствует себя услышанным и ценным.

  • Начните с малого: внедряйте одну технику за раз.

  • Будьте примером: покажите, как это работает, на собственном примере.

  • Практикуйте регулярно: чем чаще дети используют эти техники, тем естественнее они становятся.

Помните: Умение слушать и слышать — это не только про уроки. Это про жизнь. И вы, как учитель, можете дать своим ученикам этот бесценный навык.

 
Ещё никто не оставил комментарий
 

Оставьте свой комментарий