Как справляться с провокациями: когда ученики проверяют вас на прочность
- 13.02.2025
- 70
- 0

Почему они это делают?
Провокации — это не просто «плохое поведение». Это способ:
-
Проверить границы. «А что будет, если я сделаю вот так?»
-
Привлечь внимание. Даже негативное внимание лучше, чем никакого.
-
Самоутвердиться. Особенно если ученик чувствует себя неуверенно.
Ваша задача — не поддаться на провокацию, а показать, что вы — взрослый, который управляет ситуацией.
Техника 1: Не кормите тролля
Провокатор ждет вашей реакции. Чем ярче вы реагируете, тем больше он «разогревается».
Что делать:
-
Игнорируйте мелкие выпады. Например, если ученик ехидно комментирует ваши слова, просто продолжайте урок, как будто ничего не произошло.
-
Используйте паузу. Посмотрите на провокатора, но не говорите ничего. Иногда молчание — лучший ответ.
Пример:
Ученик: «А почему мы вообще это учим? Это никому не нужно!»
Вы: ... (пауза, спокойный взгляд) ... «Давай обсудим это после урока, а сейчас продолжим».
Техника 2: Переведите фокус
Провокации часто направлены на то, чтобы вывести вас из равновесия. Переключите внимание на что-то другое.
Что делать:
-
Задайте вопрос классу. Например: «Кто может объяснить, почему это важно?»
-
Используйте юмор. Шутка может разрядить обстановку. Например: «Вася, я вижу, ты сегодня в ударе. Может, потом выступишь с монологом?»
Важно: Юмор должен быть добрым, а не саркастичным. Иначе вы рискуете усилить конфликт.
Техника 3: Дайте выбор, но не ультиматум
Провокации часто связаны с борьбой за власть. Дайте ученику почувствовать, что он контролирует ситуацию, но в рамках ваших правил.
Что делать:
-
Предложите выбор. Например: «Ты можешь продолжить вести себя так и пойти к директору, или сесть и присоединиться к уроку. Решай».
-
Соблюдайте границы. Если ученик выбирает «плохой» вариант, выполните обещанное.
Пример:
Ученик: «Я не буду это делать!»
Вы: «Хорошо, ты можешь не делать это сейчас, но тогда придется остаться после уроков. Выбирай».
Техника 4: Сохраняйте спокойствие (даже если внутри все кипит)
Ваше спокойствие — это ваш главный козырь. Оно показывает, что вы контролируете ситуацию.
Что делать:
-
Дышите. Глубокий вдох, выдох — и еще раз.
-
Считайте до 10. Это даст вам время остыть и подумать.
-
Помните: провокация — это не про вас, а про ученика.
Мнение психолога:
«Когда учитель сохраняет спокойствие, он лишает провокатора “топлива”. Без эмоциональной реакции провокация теряет смысл», — говорит Анна Смирнова, школьный психолог.
Техника 5: Разберитесь с ситуацией после урока
Иногда лучший способ справиться с провокацией — отложить разговор.
Что делать:
-
Скажите: «Давай обсудим это после урока».
-
Во время разговора наедине выясните, что стоит за поведением ученика. Возможно, ему нужна помощь, а не наказание.
Пример:
После урока выяснилось, что ученик, который постоянно перебивал, просто хотел привлечь внимание, потому что чувствовал себя одиноким.
Вы — не жертва, вы — лидер
Провокации — это не конец света, а возможность показать, что вы — профессионал, который умеет управлять ситуацией.
-
Не принимайте на свой счет. Это не про вас, а про ученика.
-
Сохраняйте спокойствие. Ваше спокойствие — ваш главный козырь.
-
Действуйте, а не реагируйте. Покажите, что вы контролируете ситуацию.
И помните: даже самые сложные ученики — это не враги, а дети, которые ищут свои границы и свое место в мире. Ваша задача — помочь им найти их, не потеряв себя.
Оставьте свой комментарий