Мой университет

Инновационный образовательный центр Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Мой университет

Инновационный образовательный центр
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых
Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности>

Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.  Это способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

«Умственное и физическое образование так тесно связано между собой, что должно составлять единую нераздельную задачу школы: всякое односторонне развитие непременно разрушит гармонию в образовании и не создаст условий для развития цельного человека», - писал П.Ф.Лесгафт.

Если задача решается по готовому образцу, что довольно часто бывает на уроках физической культуры, от школьников не требуется творческая мыслительная деятельность. Развивающее обучение подразумевает отказ от механического освоения знаний и умений, от информационно-объяснительного принципа преподавания. Целью развивающего обучения является оптимизация и модернизация процесса обучения и воспитания, направленного на формирование у детей культуры движения и здоровья, при обязательном, активном, творческом участии в этом процессе (Репкин В.В., 1997г.).

Сущность работы состоит в повышении эффективности уроков физической культуры для всестороннего развития личности ребенка посредством воспитания культуры движений в единстве с развитием творческого воображения, с умением разрешать проблемные задачи, анализировать свою практическую деятельность.

Цель работы – использование методов и приемов развивающего обучения, активизация творческой деятельности для развития у младших школьников устойчивого интереса к предмету, совершенствования физического, психического и умственного развития детей, воспитания у них самостоятельности, творческой инициативы.

Задачи:

  • Теоретические основы развития творческих способностей учащихся на уроках физической культуры.
  • Организация урока физического воспитания с элементами развивающего обучения.
  • Определение методов и приемов активизации творческой деятельности.
  • Результативность и перспективы дальнейшей работы.

Выполнение данных задач поможет педагогу сформировать у детей положительное отношение к урокам физкультуры, развивать творческий потенциал учащихся, навыки социализации: применение знаний в жизни, воспитывать всестороннее развитую личность.

Суть развивающего обучения, развития творческих способностей на уроке физической культуры может быть раскрыта в следующих положениях:

  • формирование у детей культуры движения и здоровья при обязательном активном творческом участии учащихся в этом процессе, т.е. организация обучения на основе принципа единства творческой и двигательной деятельности;
  • развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения);
  • использование развивающих, частично-поисковых задач, содержащих такие виды заданий, в процессе решения которых учащиеся самостоятельно или при незначительной помощи учителя, открывают новые для себя знания и способы их добывания;
  • использование творческих заданий, рассчитанных на новые действия при рассмотрении давно известных понятий с целью воспитания у учащихся умений видеть новое в известном, использовать свои знания в измененных условиях или новых условиях.

Организация урока физического воспитания с элементами развивающего обучения.

Важнейшие составляющие процесса развития творческих способностей учащихся это:

  • особая организация этапов урока физической культуры с элементами развивающего обучения;
  • использование в системе методов и приемов активации творческой деятельности;
  • изменение функций учителя, который организует диалоговые формы обучения. При такой организации ученик превращается из объекта обучения в субъект, тем самым, раскрывая свою индивидуальность;
  • создание ситуации успеха для учащихся;
  • создание на уроках преимущественно положительного эмоционального настроя у учителя и у детей – бодрости, сосредоточенности, веры в свои силы и возможности.

В условиях развивающего обучения этапы урока будут специфическими.

1 этап – ориентационно-мотивационный.

Его задача заключается в необходимости сформировать осознанную учебную потребность на основе мотивированной деятельности. Происходит овладение приемами усвоения знаний на базе полученных теоретических знаний, которые являются предпосылкой осознания мотивов деятельности. Процесс целеполагания происходит путем активного включения сознания в познавательную деятельность с постановкой цели.

На этапе начального разучивания двигательного действия важно не только безукоризненно продемонстрировать детям упражнение, но и при повторном расчлененном показе объяснить последовательно каждый элемент движения. Таким образом, дети запоминают последовательность выполнения упражнений, у них формируется представление о движении.

2 этап – поисково-исследовательский.

Он базируется на основах методики и включает: стратегическое планирование и построение ориентировочной основы действий, которые обеспечивают переход от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Дети группируют известные знания в систему, обеспечивающую эффективность выполнения двигательного действия. Учителем проводится беседа-диалог с целью формирования теоретических обобщений – происходит сбор недостающих сведений в процессе диалогового общения (соответствует этапу разучивания).

3 этап – практический.

Он характеризуется практическими методами выполнения двигательных действий (поточный, групповой, индивидуальный, поточно-групповой). Выполнение двигательных действий происходит по принципу «от абстрактного к конкретному», используя творческие задания (соответствует этапу закрепления).

Использование этого метода дает целостное представление о движении, которое выполняется в целом с акцентом на наиболее доступный в данном возрасте элемент, непосредственно влияющий на результат. При этом используется метод поощрения индивидуально к каждому ребенку. Важное место отводится вариантам выполнения упражнений. Внимание детей обращается на новые детали исходного положения, положения частей тела и т.д. По мере осмысления детьми возможности варьирования движений предлагать им самим придумать варианты упражнений.

4 этап – рефлексивно-оценочный.

Характеризуется формированием рефлексии учебной деятельности в процессе создания ситуации общения. Проводятся взаимоконтроль, самоанализ, самооценка с целью самостоятельного формирования выводов.

На основе содержательного анализа происходит коррекция учебной деятельности (учащиеся вначале анализируют выполнение двигательного задания товарищами, а затем на основе самоанализа выясняют, правильно или неправильно выполнено упражнение, и что надо сделать, чтобы добиться высокого результата).

5 этап – домашнее задание.

Домашнее задание обычно бывает творческим: придумайте подвижную игру с изученным двигательным действием; придумайте, от чего еще может зависеть правильность выполнения; придумайте упражнения для утренней гимнастики; несколько общеразвивающих упражнений из одного исходного положения; составьте кроссворд по теме; напишите сочинение на тему; нарисуйте этап урока, понравившегося вам больше всего и т.д.

Методы и приёмы активизации творческой деятельности учащихся на уроках физической культуры.

При обучении физическим упражнениям мною используются методы активизации творческой деятельности по схеме: теория – методика – практика – коррекция.

* Создание проблемной ситуации: эвристическая беседа-диалог в процессе овладения теоретическими знаниями, цель которой вызвать интерес к знаниям. В начале преобладают репродуктивные формы работы, однако ученик не просто познаёт, он это делает в значительной степени собственными усилиями, раздумьями, поиском решения, комбинацией каких-то положений. Под руководством учителя ученик включается в поиск истины, но не получает готовые знания, а добывает их.

* Рассказ-объяснение о том, что изучается (какое двигательное движение) на уроке, объясняются основные понятия и термины, характерные для данного физического упражнения, выполняется анализ, выявляются сходства и различия с уже знакомыми двигательными действиями путём постановки учителем проблемных задач, наводящих вопросов.

* Объяснение, от чего зависит результат (как правильно выполнять двигательное действие): учащиеся вместе с учителем выделяют главное и определяют второстепенное (беседа-диалог) с одновременным выполнением учащимися задания (учитывается желание детей выполнять). Учитель задаёт вопросы: у кого правильнее выполнено упражнение и почему?

* Беседа-объяснение: какие качества необходимо развивать и воспитывать, чтобы правильно выполнять данное двигательное действие, где и для чего необходимо (можно) использовать, в каких ситуациях игровых и жизненных можно применять данное двигательное движение, что даёт тренировка и т.д. (активизация познавательной деятельности в процессе самостоятельных ответов учащихся с последующими комментариями учителя).

* Практическое выполнение фронтальным, поточным или поточно-групповым способом разучиваемого двигательного действия. Использование этого метода даёт целостное представление о движении, которое выполняется в целом с акцентом на наиболее доступный в данном возрасте элемент, непосредственно влияющий на результат. При этом используется метод поощрения индивидуально к каждому учащемуся.

* Корректировка на основе самоанализа и взаимоконтроля (учащиеся вначале анализируют выполнение двигательного задания товарищами, а затем на основе самоанализа выясняют, правильно или неправильно выполнено упражнение и что надо сделать, чтобы добиться высоких результатов).

* После изучения двигательного действия на уроке задаётся домашнее задание: придумать подвижную игру с изученным двигательным действием, новый способ выполнения, подумать, от чего ещё может зависеть правильность выполнения и т.п.

Результативность и перспективы дальнейшей работы.

Основным показателем результативности моей работы является повышение уровня развития творческих способностей младших школьников.

Дети способны к анализу двигательного действия, решают проблемные задачи, требующие осмысления при усвоении двигательного действия. Школьники могут объяснить значимость каждого изучаемого двигательного действия или развиваемого физического качества, понимают его важность. Это позволяет им в дальнейшем придумывать новые упражнения, решать поставленные задачи, творчески подходить к выполнению заданий.

При развитии творческих способностей в подвижных играх перед младшими школьниками ставятся задачи, решение которых зависит от творческого применения двигательных навыков. Успешное решение детьми этих задач объясняется систематической работой, направленной на приобщение учащихся к самостоятельному выбору при проведении подвижных игр, усложнению и изменению правил.

Учащиеся могут оценить и проанализировать двигательные навыки у себя и у своих товарищей, отметить ошибки и способы их исправления.

Таким образом, использование методики развития творческих способностей, приёмов активизации творческой деятельности повысили эффективность процесса физического воспитания

 
Ещё никто не оставил комментарий
 

Оставьте свой комментарий