Система оценки образовательных результатов на уроке: этап рефлексии
- 09.07.2024
- 2888
- 0
Рассмотрим фрагмент рефлексии на уроке математики в 3 классе:
7. Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организация рефлексии Какое правило мы с вами вывели? |
Вот и кончился урок, Самооценка результатов деятельности |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные : рефлексия; Личностные : смыслообразование |
На этапе рефлексии уместна оценка. Оценить можно умение учащегося грамотно и как можно более точно выражать свои мысли, формулировать высказывания, умение проводить самооценку своей деятельности |
Для проведения разбора необходимо вспомнить, каково понимание этапа рефлексии по ФГОС. Что должен запланировать учитель для осуществления рефлексии?
По ФГОС рефлексия понимается не только как подведение итогов изучения темы урока, а как определение достижений каждого ученика в течение всего урока, определение того, что он усвоил в полном объеме, а над чем ему еще надо потрудиться. Рефлексия - это осознание ребенком своего продвижения, успеха, того, что он уже сейчас в данный момент умеет, знает, и того, над чем работать ему еще предстоит.
Рефлексия – это понимание ребенком того, что у него не получилось, выявление причин его неуспеха. Задача учителя на этом этапе урока организовать процесс рефлексии так, чтобы процесс «научить/ формировать/продолжить формировать у учащихся навыки самооценки результатов своей деятельности» был неизбежно результативным. Ключевая фраза здесь – организовать процесс формирования навыка самооценки результатов своей деятельности. Следовательно, на этом этапе мы должны увидеть, как учитель организовал данный процесс, увидеть к каким результатам это привело. Что значит «результатам»? Это определение самооценка деятельности ученика, оценка и отметка его деятельности в процессе урока.
Давайте посмотрим, что мы имеем в данном описании рефлексии.
Деятельность учителя - организация рефлексии. На этом этапе учитель задает вопрос: «Какое правило мы с вами вывели?» и… все. Видим ли мы, как учитель организовал процесс рефлексии? Очевидно, нет. Почему? Ответ на поставленный учителем вопрос дает представление о том, чему каждый ребенок научился на этом уроке, насколько каждый ученик был успешен, что ему удалось, а над чем ему еще надо поработать? Над чем ребенку в дальнейшем работать? Очевидно, нет. Давайте посмотрим, может быть, в деятельности учащихся есть об организации рефлексии. Смотрим дальше: «Деятельность учащихся: «Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок. Самооценка результатов деятельности». Придется еще раз задать вопрос: «Просматривается ли в ТК урока организация рефлексии? Как дети это делают? Какой алгоритм рефлексии предложен учителем? Каков результат рефлексии?» Положительного ответа на этот вопрос мы опять не получаем.
Смотрим дальше. Просматривается ли в деятельности учителя оценочная деятельность, то есть оценка деятельности учащихся и комментированное выставление уже итоговой отметки за урок? Очевидно, нет. Эксперты будут оценивать то, что автор представил сам в технологической карте урока. А в технологической карте никакой оценочной деятельности учителя мы не видим, более того получается, что дети даже отметки за данный урок не получили. А правильно организованный этап рефлексии через самооценку деятельности учеников и комментарий деятельности детей на всех этапах урока приводит к пониманию тех отметок и оценок, которые получает ребенок за урок. Вот он на деле принцип открытости в системе оценки образовательных результатов по ФГО.
Будет ли данный вариант рефлексии полезен для учащихся? Очевидно, нет.
В течение урока нет ни одного «неважного» этапа. Этап рефлексии очень важен для детей, особенно начальной школы. Действительно, на этом этапе формируются коммуникативные, познавательные, личностные УУД. Но происходит это только тогда, когда данный этап правильно спланирован и организован учителем.
Оставьте свой комментарий