Мой университет

Инновационный образовательный центр Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Мой университет

Инновационный образовательный центр
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых
Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Учим детей просить помощи у учителя в трудных ситуациях

  • 25.03.2024
  • 2310
  • 0
Учим детей просить помощи у учителя в трудных ситуациях>

Почему детям так сложно попросить учителя о помощи? Почему они сидят в тишине и нерешительности, когда простой жест рукой может разрешить трудную ситуацию? Боязнь попросить о помощи может привести к снижению успеваемости, плохой самооценке и отказу от непрерывного образования в будущем. Есть несколько причин, по которым ученикам трудно обратиться за помощью, но – отличные новости – есть немало стратегий, которые помогут эти страхи преодолеть!

Во-первых, ученик должен понять, что помощь ему необходима. Для этого потребуются честность и самоанализ – некоторые дети не считают, что им нужна помощь, даже если оценки и замечания говорят об обратном.

Если ребенок все-таки осознал необходимость обратиться за помощью, он может чувствовать себя неловко. Некоторые ученики говорят так: «Я хочу быть независимым и сделать все сам. Помощь мне не нужна». Они уверены, что обращение за помощью – показатель слабости и незрелости. Взрослые могут сказать наоборот: признать ошибку и попросить о помощи – это знак зрелости и силы.

Умение ученика различать ситуации, когда помощь необходима, и без стеснения обращаться за ней – важная часть контроля над своим образованием.

5 стратегий по улучшению навыков самообучения

Развивайте познавательные навыки учеников: Первое, на что стоит обратить внимание, - развитие саморефлексии и познавательных навыков учеников. Как правило, за прогрессом детей следят учителя и родители, но можно также подключить к этому процессу и самих учеников (желательно, с начальной школы).

Как это можно реализовать? После контрольной, например, пусть ученики оценят, как они изучали материалы, сколько времени у них ушло на это, какую оценку они получили и что они сделают иначе на следующем тесте.

Открытые вопросы об обучении помогают ученикам следить за своим прогрессом и определять области знания, в которых они сильны или в которых им нужна помощь. Учителя могут подтолкнуть детей к рассуждениям при помощи следующих вопросов:

  • Этот проект требовал больших усилий. Как ты работал над ним?
  • Как ты считаешь, успешна ли твоя работа в классе? Почему ты так считаешь? Справедливы ли оценки, которые ты получаешь?
  • Какой метод работы позволил тебе добиться успеха в учебе? Есть ли метод, который ты хотел бы изучить и использовать чаще?

Покажите ученикам, что учителя готовы прийти к ним на помощь: Спросите учеников (любого возраста), почему, на их взгляд, взрослые люди выбирают карьеру учителя? Такой разговор позволит установить легкие и доверительные отношения с детьми (подобное обсуждение едва ли обойдется без юмора).

Задавайте детям вопросы не только о себе, но и о других учителях – почему они пошли в педагогику? Пригласите затем этих учителей, чтобы они определили, насколько близки к истине были дети. Подведите после детей к очевидному выводу: «Учителя выбрали этот путь, потому что любят помогать другим».

После этого дети не станут бояться обратиться за помощью к вам.

Тренируйте фразы-зачины для того, чтобы попросить о помощи: Ученикам-интровертам может быть трудно начать сам разговор с учителем, чтобы попросить о помощи. Тренировки и ролевые игры с детьми могут облегчить ситуацию и вселить уверенность в учеников. Можно также предложить использовать определенную фразу, которая будет сигнализировать о необходимости помочь ребенку: «У меня проблема».

Попробуйте провести с детьми мозговой штурм: как лучше начать разговор? Пусть они предложат множество комфортных для них фраз, а затем в ролевой игре вы вместе с ними посмотрите, какие фразы подходят для ситуации, а какие – нет. Такое упражнение позволит и другой не менее важный навык – креативность.

Вот некоторые примеры фраз, с которых можно начать диалог:

  • Я не могу справиться с _____. Мы можем это обсудить?
  • Я так и не могу понять _____. Вы можете мне помочь?
  • Я не знаю точно, что у меня не получается. Можете поговорить со мной?
  • Можете дать мне совет по задаче ____?

Создайте безопасную среду в классе: Ученики должны чувствовать себя в безопасности, чтобы решиться на просьбу о помощи. Будете ли вы просить учителя о помощи, если будете уверены, что после этого весь класс будет над вами смеяться?

Учителям следует создавать в классе атмосферу любопытства, открытости и смелости идти на риск. Стоит развивать и командные навыки детей: проводить ролевые игры, создать общий свод правил и ценностей.

Учителям стоит стать также примером самоиронии: любая ошибка учителя – это возможность показать детям, что каждый человек имеет право на ошибку. А наше дальнейшее поведение – ролевая модель для детей по принятию своего несовершенства. Поэтому я люблю, когда дети ловят меня на ошибке – да, я тоже могу сделать глупость.

Покажите ученикам, что они могут достичь успеха: Чтобы попросить о помощи, ученикам должен также быть уверен в том, что он обязательно добьется успеха. Сломленные ученики, которые не верят в свои силы, никогда не обратятся за помощью.

Проводите в классе такую деятельность, которая позволит ученикам обнаружить свои сильные стороны и продемонстрировать их. Например, для учеников первого класса это может быть задание «Я»: попросите каждого ученика назвать 5 или десять своих качеств – «Я сильный», «Я хорошо играю в футбол» и так далее. Затем попросите детей найти изображения в интернете или в книгах/журналах, которые подходят к их утверждениям. Составьте затем большой коллаж класса из слов и картинок.

В классе постарше я предлагаю провести «Экспертизу»: ученики (и учителя) могут выбрать навык и оценить свое мастерство по предложенной шкале (из двух или трех ступеней) – «Я эксперт в орфографии», «Я эксперт в географии – могу назвать все мировые столицы». Составьте список экспертов в своем классе и разместите его на плакате в кабинете – если одному из учеников нужна будет помощь, он будет знать, к кому из одноклассников (или учителей) обратиться.

 
Ещё никто не оставил комментарий
 

Оставьте свой комментарий