Практикум: подготовка ребенка с аутизмом к переходу в обычный класс
- 09.02.2024
- 286
- 0
Предлагаемый Практикум направлен на создание условий в образовательном учреждении для обеспечения перехода обучающегося с расстройствами аутистического спектра (РАС) из ресурсного класса в общеобразовательный класс:
-
подготовка в ресурсном классе обучающегося с РАС к включению в общеобразовательный класс;
-
подготовка в общеобразовательном классе условий для включения обучающихся с РАС в учебную деятельность.
Проблема
При апробации в нашем образовательном учреждении проекта «Ресурсный класс» возникли некоторые проблемы, решение которых позволит, по нашему мнению, способствовать инклюзии - переходу обучающегося с РАС ресурсного класса к обучению в общеобразовательный класс:
- подготовка в ресурсном классе обучающегося с РАС к включению в общеобразовательный класс;
- подготовка в общеобразовательном классе условий для включения обучающихся с РАС в учебную деятельность.
Подготовка в ресурсном классе обучающегося с РАС к включению в общеобразовательный класс
Критерии готовности обучающегося с РАС к посещению общеобразовательного класса и переходу к обучению в общеобразовательный класс. Частично такие критерии в настоящее время разработаны (например, М.М. Семаго, Т.Е. Поветкина), но законодательно не закреплены.
Кто принимает решение о переходе обучающегося с РАС в общеобразовательный класс, о выборе уроков, которые ребенок будет посещать? Такое решение принимает школьный ППк, по другим источникам – учитель ресурсного класса.
Определение форм инклюзии: постоянная полная инклюзия, постоянная неполная инклюзия, частичная/ эпизодическая инклюзия, дистанционное обучение. Форма инклюзии обучающегося с РАС определяется на заседании школьного ППк, по другим источникам – учитель ресурсного класса.
Планирование подготовительной работы по переходу обучающегося с РАС в общеобразовательный класс: Дорожная карта по переходу обучающегося с РАС в общеобразовательный класс (совместное планирование учителя ресурсного класса и учителя общеобразовательного класса).
Знакомство с будущим учителем, одноклассниками.
Ознакомление со своим рабочим местом в классе, с инструкциями по поведению; с инструкционными карточками, в которых отражен алгоритм действий обучающегося с РАС, с расписанием уроков и др.
Подготовка в общеобразовательном классе условий для включения обучающихся с РАС в учебную деятельность
Готовность учителя. Успешность включения обучающегося с РАС в общеобразовательный класс зависит от психолого-педагогической и методической готовности учителя общеобразовательного (обычного) класса принять такого ребенка. Учитель общеобразовательного класса должен пройти курсы профессиональной подготовки по работе с обучающимся с ОВЗ, должен знать особенности ребенка с тем или иным диагнозом, владеть коррекционными методиками работы с обучающимися с ОВЗ.
Методические пособия. Дополнительно учителю необходимо подготовить для использования на уроке инструкционные карточки, в которых отражен алгоритм действий школьника с РАС, приведены различные задания и упражнения. Это может быть пошаговая инструкция на уроках технологии, описывающая технологический процесс выполнения изделия. На уроках изобразительной деятельности предлагается схема поэтапного выполнения рисунка. Нужен комплект методических пособий по всем предметам.
Методическая готовность. Для эффективного обучения детей с РАС помимо организации физической среды в образовательном учреждении, слаженной команды специалистов и педагогов, поддержки родителей ребенка, также чрезвычайно важны приемы, методики, технологии преподавания, коррекции и социализации для использования в обучении детей с РАС. Урок должен иметь четкий алгоритм. Для предупреждения утомляемости необходимо проводить физминутки, а также зрительную гимнастику, упражнения на снятие напряжения рук и развитие мелкой моторики.
Особые правила. Ученик с РАС в сопровождении тьютора находится на уроке и может покинуть общеобразовательный класс во время уроков и перейти в ресурсный, если у него возникает поведение, которое может помешать образовательному процессу в классе, а также в случае, если ученику требуется сенсорная разгрузка. Должны быть разработаны правила поведения для комфортного обучения ребенка с РАС и включены в школьные Правила поведения.
Организация рабочего места обучающегося с РАС в общеобразовательном классе должно быть организовано с учетом его индивидуальных особенностей. Имеется в виду также присутствие тьютора. Парта и стул имеют индивидуальную маркировку - имя ребенка на зеленом фоне. Парта расположена в третьем ряду, чтобы ребенок имел возможность при переутомлении перейти в зону отдыха, не привлекая внимания остальных обучающихся. Мебель, учебные пособия и другие предметы, находящиеся в классе, промаркированы табличками с названиями. Пространство класса визуализируется. План урока должен быть также визуализирован. Расписание деятельности на уроке может располагаться сбоку или сверху на парте. Для изготовления плана урока рекомендуется применять карточки с символами и подписями, а в дальнейшем постепенно переходить к «списку» заданий [3].
Целевая аудитория - участники образовательного процесса, семьи с обучающимися с РАС в МБОУ гимназии №11 г. Пятигорск.
Главная цель реализации практикума: помочь обучающемуся с РАС подготовиться к включению в общеобразовательный класс, способствовать социализации и адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Задачи практикума:
Создание специальных условий:
- оснащение ресурсного учебного класса и обычного класса необходимым оборудованием и инвентарем в рамках инклюзии;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ);
- обеспечение личностно-ориентированного (тьюторского) сопровождения;
- обучение педагогов общеобразовательного и ресурсного класса приемам и методам работы с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями.
Подготовка и адаптация образовательных программ, дидактических материалов и учебных пособий на каждого ученика ресурсного класса с учётом выявленных особенностей обучающихся.
- Распространение информации о важности инклюзивного образовании среди родительской и педагогической общественности.
- Формирование положительного и толерантного отношения к инклюзивному образованию. Организация в гимназии дней просвещения о людях с ОВЗ.
- Организация учебного процесса, учитывающего постепенную подготовку обучающегося с РАС к обучению в обычном классе;
- выбор и апробация форм и методов обучения, направленных на стимуляцию познавательного и социального развития обучающегося с РАС;
- отработка форм адекватного учебного поведения обучающегося с РАС, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
- формирование учебной мотивации и вовлечение в развивающее взаимодействие, в том числе со сверстниками.
Этапы реализации практикума
I этап – Адаптационно-диагностический этап. Первый и второй класс.
Реализации практикума предшествует анализ медицинской и психолого-педагогической документации по ребенку с РАС, организация взаимодействия с родителями (законными представителями), с учителем и тьютором ресурсного класса, учителем начальной школы, со специалистами (дефектолог, логопед); знакомство с ребенком, установление контакта. Наблюдение ребенка по направлениям: Эмоционально-поведенческие особенности (контакт; активность; эмоциональный тонус и эмоциональные проявления); Особенности работоспособности (динамика продуктивности ребенка в процессе занятий, речевая деятельность, целенаправленные действия). Диагностика учебных способностей, познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, сенсомоторного развития, восприятия, памяти, мышления, речи.
Разрабатывается дорожная карта подготовки обучающегося с РАС к переходу в общеобразовательный класс.
Начальное обучение в первом классе проходит в ресурсном классе (8 человек) и включает в себя как групповые (уроки, занятия в рамках дополнительного образования, подгрупповые занятия), так и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (дефектологические, логопедические, нейропсихологические).
Учитель общеобразовательного класса должен пройти курсы профессиональной подготовки по работе с обучающимся с ОВЗ, должен знать особенности ребенка с тем или иным диагнозом, владеть коррекционными методиками работы с обучающимися с ОВЗ. В ходе подготовки условий для включения учеников с РАС в учебную деятельность учителю общеобразовательного класса необходимо познакомиться с работой ресурсного класса, учителем и тьюторами ресурсного класса, с детьми, которые потенциально готовы к переходу в обычный класс, и их родителями (законными представителями).
Учителя ресурсного класса и обычного класса, другие члены ППк определяет ресурсные возможности к переходу на инклюзивное образование по следующим вопросам: - определение категории детей, включенных в инклюзивное образование (дети с ОВЗ, ЗПР, РАС, ТНР и др., инвалиды); характер и форма инклюзии (по какой программе обучаются: АООП для детей с ЗПР (вариант 7.1, 7.2); АООП для детей с РАС (вариант 8.1, 8.2, 8.3, 8.4); АООП для детей с ТНР (вариант 5.2) и т.д.; определение форм инклюзии (постоянная полная инклюзия, постоянная неполная инклюзия, частичная/эпизодическая инклюзия, дистанционное обучение).
Учителя начальной школы, не имеющие специального дефектологического образования, могут привлекаться к проведению уроков физкультуры и музыки в ресурсном классе. Первоначально такие уроки проводят совместно учитель и классный руководитель класса, впоследствии уроки проводятся только учителем. При необходимости на уроках может присутствовать тьютор.
В дополнение к этим формам обучения со второго класса добавляются новые формы: обучение в рамках инклюзии на отдельных уроках (физкультура, рисование, музыка, окружающий мир) с нормально развивающимися сверстниками.
На этом этапе также выявляется актуальный и потенциальный образовательный уровень каждого ребенка и его возможности для обучения в общеобразовательном классе по рекомендованной программе обучения или дальнейшего обучения по программе общеобразовательной школы.
II этап - Основной этап. Обучение в третьем и четвертом классе.
Производится реализация дорожной карты по подготовке обучающегося с РАС к переходу в общеобразовательный класс с полноценным инклюзивным компонентом, включая выстраивание образовательного процесса в инклюзивной среде на уроках общеобразовательных классов.
Отслеживается динамика обучения и развития учащихся (по полугодиям). При необходимости проводится заседание внеочередного консилиума.
Формируется положительное и толерантное отношение к инклюзивному образованию, в том числе к реализуемой модели по подготовке обучающегося с РАС к переходу в общеобразовательный класс.
Разработаны методические рекомендации и пособия, обобщающие опыт работы гимназии по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с РАС и другими ментальными нарушениями.
В случае готовности обучающегося с РАС осуществляется подготовка и переход к включению в обычный класс.
Учащиеся третьего и четвертого класса учатся по адаптированной образовательной программе, включающей в себя как обучение на уроках в ресурсном классе, так и в общеобразовательном классе. Обучение в этот период направлено на подготовку к переходу в среднюю школу.
По результатам обучения и аттестации за 4 класс в конце учебного года на психолого-педагогическом консилиуме гимназии принимается решение о дальнейшем обучении каждого ребенка после обучения в начальной школе.
III этап - Переход в среднюю школу
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с РАС должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Для поступления в пятый класс обучающийся с РАС проходит обследование в ТПМПк для определения дальнейшего пути обучения, программы обучения.
К переходу в пятый класс обучающиеся с РАС должны быть ознакомлены с Расписанием занятий и Правилами поведения. При ознакомлении с Расписанием и Правилами поведения для лучшего восприятия обучающимися с РАС используются пиктограммы, символические знаки. Обучающиеся с РАС учатся по общему расписанию в соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой. На уроках их может сопровождать тьютор, в задачи которого также входит помощь учителю в адаптации учебного материала и методик преподавания в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Также обучающиеся с РАС участвуют вместе с классом во внеурочной деятельности в мероприятиях по плану воспитательной работы, посещают занятия дополнительного образования в рамках установленного диагноза.
Педагоги-предметники должны быть готовы к работе с обучающимися с ОВЗ (КПК, самообразование). Владеть приемами, методиками, технологиями преподавания, коррекции и социализации для использования в обучении детей с РАС.
Ресурсы поддержки
Естественными источниками поддержки для инклюзии обучающегося с РАС являются ученики без инвалидности, опытные учителя, а также волонтеры из числа учеников, студентов и педагогов [2]:
Основной ресурс для инклюзии в общеобразовательной школе - это эмоционально и социально зрелые ученики без инвалидности. Некоторые дети естественным образом понимают, как поддержать ровесника с инвалидностью.
Помощь обучающимся с РАС могут оказать учащиеся - наставники, одноклассники, в рамках наставничества «ученик - ученику». Также школа может привлекать наставников из числа учеников старших классов.
Помощь обучающимся с РАС могут оказать волонтеры из числа студентов педагогических и психологических специальностей. Обучающиеся с РАС могут помогать учителю, выполнять административные поручения, помогать во время спортивных или других школьных мероприятий, что повышает их самооценку.
Опора на существующий опыт педагогов, использующих различные наглядные материалы, экскурсии.
Ресурсом также являются родители детей с нарушениями развития, которые могут информировать учителей и других учеников о том, как учатся дети с такой инвалидностью и как лучше всего взаимодействовать с ними.
Для того чтобы ученики с РАС были успешны во время инклюзивных занятий, важно проводить с ними прайминг - готовить их по теме урока заранее.
Планируемые результаты для обучающихся с РАС
Получение образования в условиях совместного инклюзивного образования в соответствии с собственными образовательными потребностями, склонностями и способностями;
Повышение уровня доступности образования для детей с РАС и другими ментальными нарушениями;
Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС и другими ментальными нарушениями.
Планируемые результаты для родителей (законных представителей) обучающихся с РАС
Обеспечение прав родителей детей с РАС на получение общего образования в условиях инклюзивного обучения, поддержка института семьи в системе образования;
Предоставление семьям с детьми с РАС информации для возможности осознанного выбора;
Организация мероприятий, во время которых дети не отделены от родителей; проведение мероприятий, ориентированных на интересы и нужды родителей для детей;
Повышение удовлетворенности родителей (законных представителей) детей с РАС уровнем освоения образовательной программы, реализуемой в группах, качеством коррекционной работы.
Планируемые результаты для педагогов, обучающих детей с РАС
Повышение уровня компетентности педагогов по организации образовательной деятельности с обучающимися с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;
Ориентированность на интеграцию, информированность в вопросах сопровождения детей с ОВЗ, с РАС в образовательном учреждении;
Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, оказывающих комплексную социальную и психологопедагогическую помощь детям с РАС и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим;
Внедрение новых эффективных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
Разработка методических рекомендаций и пособий, обобщающих опыт работы гимназии по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с РАС и другими ментальными нарушениями;
Методические разработки для родителей, рекомендации по взаимодействию с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями в условиях образовательного учреждения.
Опыт реализации практикума
Опыт реализации практикума был опубликован на крауд-платформе идея.росконгресс.рф в рамках Всероссийского форума «Сильные идеи для нового времени»: https://xn--d1ach8g.xn--c1aenmdblfega.xn--p1ai/improject-47084/ideas/50907. (См. Приложение. Презентация «Практикум: подготовка ребенка с аутизмом к переходу в обычный класс»).
«Сильные идеи для нового времени» - ежегодный форум, направленный на выявление и поддержку реализации общественно-значимых инициатив российских граждан, которые внесут значимый вклад в укрепление суверенитета России и достижение национальных целей развития страны до 2030 года.
Представленная нами инициатива направлена на создание условий в образовательном учреждении для обеспечения перехода обучающегося с расстройствами аутистического спектра (РАС) из ресурсного класса в общеобразовательный класс: подготовка в ресурсном классе обучающегося с РАС к включению в общеобразовательный класс; подготовка в общеобразовательном классе условий для включения обучающихся с РАС в учебную деятельность.
Наша идея вошла в топ лучших. И нас пригласили пройти Акселерационную программу Форума «Сильные идеи для нового времени». В рамках Акселерационной программы мы бесплатно прошли 2 трекинга для проработки нашей бизнес-идеи и презентации. Второй этап включал 7 видеолекций: «Как заполнить презентацию проекта», «Анализ рынка», «Клиенториентированное развитие», «Формирование ценности продукта», «Создание минимально жизнеспособного продукта (MVP)», «Экономика продукта», «Особенности продвижения социальных проектах».
По итогам участия в трекинге и менторских сессиях нами была проработана и упакована наша идея, был получен опыт продвижения социальных проектов, мы узнали все о возможностях Агентства стратегических инициатив.
Мы определили источники финансирования мероприятий практикума:
Средства субсидий на выполнение муниципального задания;
Внебюджетные средства;
Гранты федеральных и региональных фондов, российские и
международные программы и гранты;
Пожертвования благотворительных фондов и организаций;
Иные источники, не противоречащие российскому законодательству.
Финансирование требуется для следующих мероприятий:
Введение в штатное расписание должности логопеда;
Кабинет социально-бытовой адаптации;
Курсы повышения квалификации педагогов;
Внедрение новых форм и методов работы с детьми и с ОВЗ;
Специальные программы и методики (TECCH, ABA, PECS, Нумикон);
Аппаратно-программный комплекс по обучения чтению, письму у неговорящих детей, в том числе с РАС;
Системы альтернативной коммуникации;
ТСО: мультимедийные средства; презентации, учебные фильмы, мультфильмы и т. д.;
Игрушки для развития мелкой моторики и органов чувств.
Список литературы
-
Поветкина Т.Е. Организация ресурсного класса для детей с тяжелыми формами аутизма - URL:https://en.ppt-online.org/81343CaaTa обращения: 29.01.2023).
-
Инклюзия в школе: четыре примера и десять рекомендаций - URL:https://autismiournal.help/articles/inklyuziya-v-shkole-chetyre-primera-i- desyat- rekomendatsiy (дата обращения: 29.01.2023).
-
Организация инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра : методические рекомендации по разработке локальных актов образовательной организации, реализующей инклюзивное образование, и созданию модели ресурсного класса для детей с расстройствами аутистического спектра / под общ. ред. Л. М. Беткер;АУ ДПО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования». - Ханты-Мансийск: Институт развития образования. - Ханты-Мансийск, 2018. - 70 с.
-
Егорова Л. В., Зверева Е. А. и др. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе / - Москва: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2015.
-
Модели, программы, функции. Школьное обучение детей с РАС в рамках разных программ и моделей, а также функции специалистов, работающих с детьми методами прикладного анализа поведения. Методическое пособие. Т. Овсянникова, Т. Соломатина, Д. Гояева /Под науч. ред. А. Шейффер.- Москва: Ассоциация «АУТИЗМ-РЕГИОНЫ», 2022.
Оставьте свой комментарий