Профстандарт педагога: часто задаваемые вопросы
- 13.07.2023
- 1398
- 0
Почему Профстандарт не получил поддержку со стороны педагогического сообщества?
Любые нововведения редко встречаются аплодисментами, даже если их практическая польза очевидна, к тому же изменениям подвергается работа консервативной части общества - учителей.
Далее, все привыкли к тому, что результаты труда педагогов измеряются результатами ЕГЭ выпускников, количеством побед на олимпиадах. Профстандарт же предполагает эффективную работу не только с одаренными детьми, но и с ребятами, испытывающими трудности.
Тревога педагогов обусловлена и их банальной неготовностью к исполнению компетенций, изложенных в Профстандарте, поэтому необходимы изменения в системе подготовки.
Не слишком ли завышены требования к педагогам?
Конечно, соответствовать всем квалификационным требованиям невозможно. Но руководство школы может акцентировать внимание педагогического состава на одном направлении деятельности в зависимости от специфики учебного учреждения. Учитель же призван диагностировать, а не исправлять проблемы ребенка, и потом направить его к нужному специалисту - психологу, социальному педагогу и т. д.
Какие цели ставили перед собой разработчики профстандарта, начиная работу над документом?
Авторы профстандарта стремились представить картину будущего и увидеть, какие требования будет предъявлять к педагогам стремительно изменяющаяся действительность. Так, если еще недавно основным носителем информации в учебном процессе был педагог, то с появлением IT технологий информационная функция учителя снижается.
Теперь педагогу нужно не столько давать знания, сколько учить детей учиться, общаться. При этом учитель должен принять участие в решении социальных проблем: девиантное поведение детей, их зависимости. Педагог должен уметь находить общий язык с детьми-инвалидами, сиротами, талантливыми детьми, детьми с задержкой развития и мигрантами.
При разработке профстандарта учитывался опыт зарубежных коллег?
В XXI столетии стандарты педагогической деятельности используются повсеместно, за исключением России, и в каждой стране есть свои особенности аттестации учителей. рабочая группа российского варианта профстандарта изучила опыт коллег, но перенос зарубежной модели в российские реалии невозможен и не нужен.
Каким главным критериям должен соответствовать педагог согласно профстандарту?
Педагог должен:
-
уметь работать как с одаренными детьми, так и с детьми с девиантным поведением, детьми, для которых русский язык не родной;
-
обладать знаниями по работе в инклюзивном классе, где вместе со здоровыми детьми обучаются дети с ограничениями по здоровью;
-
уметь разрабатывать индивидуальную программу развития ученика и взаимодействовать с другими специалистами;
-
владеть современными информационными технологиями, уметь использовать потенциал социальных сетей;
-
использовать иноязычные информационные ресурсы, а значит, на достойном уровне знать иностранный язык;
-
непрерывно развиваться.
Профстандарт педагога также предполагает улучшение качества психологической подготовки учителя.
Должны ли работники привести свою квалификацию в соответствие с требованиями профессиональных стандартов?
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников определяет работодатель на условиях, определяемых соглашениями, трудовым договором.
Работодатель, не применяющий профстандарты, может быть привлечен к административной ответственности?
Да, может, и штраф составляет от 30 до 50 тыс. руб.
Может ли быть прекращен трудовой договор, если уровень образования или трудовой стаж работника не соответствуют “Требованиям к квалификации”?
Педагог, выполняющий должностные обязанности на необходимом уровне, по решению аттестационной комиссии может продолжать трудовую деятельность. Недопуск - право, а не обязанность работодателя.
Мне нужно повысить квалификацию, где я могу пройти курсы?
На дистанционных курсах повышения квалификации Инновационного образовательного центра “Мой университет” вы получите все необходимые знания в удобном онлайн формате.
Оставьте свой комментарий