Задать вопрос

Мой университет

Инновационный образовательный центр Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Мой университет

Инновационный образовательный центр
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых
Дистанционное обучение,
повышение квалификации,
профессиональная переподготовка,
дополнительное образование детей и взрослых

Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

  • 14.02.2024
  • 108
  • 0
Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста>

Мы хорошо понимаем, как много значит игра в жизни ребенка и как важно наставнику, воспитателю, любому взрослому, взявшемуся за самую, может быть, ответственную миссию - растить Человека, быть рядом с ребенком и в игре тоже, руководить ею, но так чтобы ребенок видел во взрослом друга, партнера, а не диктатора или надзирателя. Простая и всем, казалось бы, ясная мысль, но как это часто бывает, легко сказать, да трудно сделать.

Вот почему проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем дошкольной педагогики.

В жизни дошкольника игра является преобладающим видом его деятельности, имеющая большое значение для его развития.

Развитие интеллекта дошкольника в последние десятилетия одна из актуальных проблем, привлекающих внимание многих ученых - педагогов и психологов (Бондаренко Е.М., Никитин Б.П., Барташникова И.А.), работающих с детьми от 3-7 лет. Это связано с развитием в мире новых информационных технологий, требующих для их освоения человека с новым мышлением. Ученые отмечают - чтобы получить человека с новым мышлением необходимо уже с дошкольного возраста уделять больше внимания интеллектуальному развитию детей.

Игры - прекрасное средство развития! Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. Тут он постоянно проигрывал - а вот уже начал выигрывать. И он начинает воспринимать себя не как статичный набор отметок от единицы до пяти, а как растущего развивающегося маленького (пока!) человечка, который постепенно улучшается, совершенствуется.

И вот тогда происходит то самое главное, что дает ему игра - он начинает любить самосовершенствование. Стремится стать лучше. Он начинает понимать, «где он», и, следовательно, «куда должен идти» [4].

Ребенок не становится умным и хорошим по мановению волшебной палочки. Его развитие - результат большого труда родителей и воспитателей. Для того, чтобы развитие ребенка было всесторонним и гармоничным, необходимо правильно планировать работу по образованию и воспитанию, включая развивающие игры. Используя четкую, постепенно развивающуюся систему таких игр, педагог повышает эффективность развития дошкольников [2]. Познание ребенка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально. Развитие творческих способностей ребенка – это не развитие креативного мышления, а развитие творческой личности. И если взрослый ведет ребенка по этому пути, то он выступает не только как носитель внутреннего способа действия, сколько как источник смысла, чувства, страсти [1]. 

По мнению Б.П. Никитина, развивающие игры ценны уже тем, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно и по способностям [7].

И.А. Барташникова, указывает не только на необходимость использования развивающих игр в жизни дошкольников, но и на то, что они должны вызывать больше положительных эмоций, чем отрицательных, так как на этой основе у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности [1].

Развивающие игры имеют важное значение в развитии дошкольников, так как они способствуют формированию необходимых качеств и развитию всех психических процессов, поэтому должны целенаправленно и систематически использоваться в процессе воспитания и обучения дошкольников.

С помощью развивающих игр дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваиваются моральные нормы, способы практической умственной деятельности.

Для развития интеллекта в развивающих играх специально создается ситуация и предлагаются действия, помогающие ребенку учиться передавать свою мысль движением и связной речью. Рациональные приемы познавательной деятельности, показанной ребенку взрослым, повышает ее эффективность не только в игре, но и на занятиях. 

Очень важно для интеллектуального развития ребенка, чтобы его с вниманием и терпеливо слушали и отвечали "на вопросы содержательно и четко [2].

Развивающееся воздействие игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное, обучающее, направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей.

Поскольку большинство развивающих игр не продолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только на занятии, но и в свободное время: на прогулке («На что похожа фигура», «Сложи сказку» и др.), во второй половине дня («Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора» и др.). Но если игра совсем не знакома детям и требует от них довольно высокого умственного напряжения, ее следует непременно проводить утром, в часы, отведенные для занятия. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.

Главный методический принцип в использовании игр - их многократное повторение, которые являются необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по - разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность [3]. Правила игры имеют обучающий и организующий, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать. Результат игры - показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем. Руководство играми должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь.

Развивающие игры занимают весьма важное, центральное место в жизни дошкольника, в его интеллектуальном развитии, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Барташникова И.А. Варташникова А.А Учись, играя [Текст] - М, 1997
  2. Бондаренко Е.А. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет [Текст] - М, 2003
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] - М, 1991
  4. Беляков Е А. 365 развивающих игр [Текст] - М., 1998
  5. Васильева М.А. Руководство играми детей в ДОУ - М., 1986
  6. Маркова Г.А. Воспитателю о детской игре - М, 1982
  7. Никитин Б.П. Развивающие игры [Текст] - М., 1981
  8. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры - М., 2003 
 
Ещё никто не оставил комментарий
 

Оставьте свой комментарий