Исследовательское обучение в условиях реализации педагогической поддержки интеллектуально одаренных детей
- 17.07.2023
- 1087
- 0
Качество развития исследовательской деятельности учащихся начинает зависеть от того, насколько оно совпадает с развитием творческих способностей учащихся и качеством развития их исследовательского поиска, механизмом реализации которого выступает мыслительная грамотность.
Овладение культурой мышления быстрее приводит учащихся к повышению личностных достижений в целом и к самоутверждению, саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию личности в частности.
Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. Возникла необходимость создания благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей на уровне школы и выделения мероприятий в отдельные программы поддержки одаренных детей.
Использование в своей работе комплексной системно-интегративной технологии модульного исследовательского обучения позволяет мне интегрировать технологии разного вида: содержательную, организационную, дидактическую, методическую, процессуальную, управленческую, рефлексивную, коммуникативную. Их внедрение в образовательный процесс вносит радикальные изменения в содержание образования, организацию совершенно нового подхода в образовательный процесс, в освоение разного вида системных знаний школьников, основой которых является обобщенное знание, обобщение комплексных универсальных учебных действий, исследовательских умений.
Опираясь на исследования Т.Е. Наливайко и Т.В. Самодуровой [3;4] можно выделить стили познавательной деятельности обучающихся, которые позволяют раскрыть отбор эффективных способов умственной деятельности обучающихся, систематизировать процесс сбора информации по широкому спектру проблем. Постановка и решение проблемы разрабатываются в комплексе и на опоре различных вариантов анализа проблемы, что несомненно выводит в дальнейшем исследователя на коррекцию целей и задач. Через интерактивные формы обучения, мыслительные эксперименты, моделирование, обобщение результатов исследования обучающиеся получают новые знания, создаются предпосылки для трансформации знаний, универсальных учебных действий и ценностно-ориентированного опыта в личностное знание школьника. Учащиеся 5-6 классов: - устанавливают взаимосвязи между явлениями на основе наличия сходных и различных признаков; - выявляют свойства объекта через становление его взаимосвязи с другими объектами; - осознают сам механизм творческой рефлексии, посредством изменения и совершенствования собственной деятельности; - находят в явлениях новые знания, выводящие учащихся на озарение; - формируют новые познания на основе собственной мыслительной деятельности; - умеют находить решения в нестандартных ситуациях.
Такая технология обучения позволяет специально обучить школьников сложным приемам мыслительной деятельности разного уровня.
Многие спросят, каким конкретно обобщенным и универсально сложным, комплексным общеучебным и исследовательским умениям необходимо обучить, развивая культуру мышления? Целеполаганию, обобщению, систематизации, классификации, проектированию на основе сложного сравнения, сопоставления, выявления причинно-следственных связей, выдвижения гипотезы.
В 5-9 классах показателями эффективного освоения обобщенных и универсальных, сложных, комплексных общеучебных и исследовательских умений учащихся должны стать:
- пересмотр устаревших знаний (систематизация по различным основаниям);
- варьирование собственной познавательной позиции в зависимости от особенностей проблемной ситуации;
- умения в понятиях видеть множество свойств и признаков;
- умения поиска неизвестного с помощью механизмов анализа через синтез;
- умение управлять собственной учебной и мыслительной деятельностью (планирование, программирование, управление учебной деятельностью, анализ и самооценка успеха).
Задача педагога новой школы сложна и ответственна. Развитие мыслительной деятельности, продуктивного мышления учащихся на основе исследовательского метода обучения необходимо осуществлять поэтапно, системно и на основе преемственности. У педагога должно быть видение целостного и по уровневого развития исследовательских компетенций. Он должен обучать в экспериментальном и инновационном режиме, находиться всегда в педагогическом, творческом поиске в работе с одаренными детьми. Владеть педагогическими компетенциями проектно-исследовательского обучения, неся учащимся высоконравственную и научно-исследовательскую культуру.
Важнейшими условиями становления и развития профессиональной компетенции учителя-исследователя в режиме введения исследовательского обучения выступает разработка индивидуальных инновационных проектов, учебных программ.
Необходимо повышать уровень обучаемости школьников в учебно-исследовательском процессе, через задания, которые имеют важное значение в развитии исследовательского мышления:
- сочинение собственных сказок и других литературных жанров;
- анализ смысла уравнения, задачи, предмета, а также образа, модели;
- установление происхождения, строения, признака, функции объекта, явления или процесса;
- работа с понятийным аппаратом (словарями научных понятий);
- составление сборника задач и упражнений, кроссвордов, викторин, проектов, сценариев спектаклей;
- формулирование закона, теоремы своими словами, ее расчленение на составные части с выделением связей;
- изготовление макета, модели, поделки, маски, газеты, журнала;
- проведение показательных выступлений, соревнований, игр, концертов, уроков в собственном классе;
- выполнение блока лабораторных, практических работ, лабораторного экспериментального и исследовательского практикума;
- подготовка изложений с творческим, проблемным началом, защита реферата, защита проекта, выступление на научно-практической конференции и т.п.
Сущность обновления стратегии и тактики активизации познавательного поиска с исследовательской направленностью, есть важный процесс познавательного научно-исследовательского характера.
У учащихся развиваются, личностные компетенции с опережением:
- стремление к выходу за рамки проблемной ситуации;
- видение путей развития на основе понимания логики развития процессов;
- своевременное видение сомнительных шагов при разработке проблем;
- самовоспитание чувства ответственности;
- выстраивание целенаправленных отношений в коллективе;
- решение проблемы с различных точек зрения;
- мобильность подготовки гражданина, способного сочетать теоретические знания с умением продуктивно решать практические задачи;
- стремление к постоянному личностному росту, способность к творчеству.
Современные условия решения проблемы развития одарённых детей требуют педагогической поддержки.
Оставьте свой комментарий