Как внедрить технологию интеллект-карт в уроки истории и литературы
- 11.11.2024
- 1359
- 0
Одним из успешных приёмов обучения учащихся является применение на уроках, внеклассных мероприятиях новых технологий.
Одна из них – «Ментальные карты», или «Интеллект-карты», или «Карты ума». Разработчиком этого метода является британский писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации.
Суть метода состоит в том, что необходимо выделить основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идее, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей. Ко всем записям можно составлять комментарии, которые в последующем помогут разобраться в сложном проекте.
Интеллект – карты – это мысли, изложенные на бумаге графическим способом.
Правила создания интеллект - карт:
- Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими.
- Над каждой линией пишется ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Свойства интеллект- карт:
- Наглядность
- Привлекательность
- Запоминаемость
- Своевременность
- Творчество
- Возможность пересмотра
Преимущество интеллект- карт перед другими методами:
- экономия 50% времени на конспект;
- концентрация информации на важных моментах;
- визуально четкие ассоциации;
- улучшения запоминания.
Метод интеллект- карт можно использовать на разных типах и формах урока:
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
- подготовка проекта, презентации
- конспектирование
Данный метод дает возможность учителю:
- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
- активизировать деятельность
- выявлять причины когнитивных затруднений
- корректировать знания учащихся
При помощи «Интеллект-карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные- на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, ее воспроизведение становится более осмысленным.
Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и сохранив заинтересовавшие цитаты.
На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателя и т.д.
На уроках истории можно составить карты об основных исторических событиях, исторических образах.
Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира. Метапредметные связи на уроках литературы устанавливаются, прежде всего, с историей.
Интеграция в уроке литературы сведений по истории дает такие результаты обучения, которые проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; умение работать с разными источниками информации.
Использование метапредметных связей, существенно облегчается, если визуальные средства обучения (рисунки, графики, интеллект-карты) из вспомогательных становятся основными, активизирующими и направляющими познавательную деятельность школьника.
Оставьте свой комментарий